В8. Речь.
Это особые синтаксические конструкции, используемые в художественной речи для усиления её образности и выразительности.
Виды
стилистических фигур:
анафора, антитеза, бессоюзие, градация,
именительный темы,
именительный темы,
инверсия, лексический повтор,
многосоюзие, оксюморон,
параллелизм, разговорные синтаксические конструкции,
риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение, умолчание,
эллипсис, эпифора.
Л Е К С И Ч Е С К И Й П О В Т О Р
Лексический и синтаксический повторы – упорядоченное повторение слова, словосочетания и даже большей синтаксической единицы (предложения или его части).´
|
И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
(К. Чуковский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней…
(Б. Окуджава)
А Н А Ф О Р А
Анафора (единоначатие) [< греч. anaphora вынесение] – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция – повтор звуков, слов и оборотов в начале строк, предложений.
|
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
(Ф. Тютчев)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. Есенин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
(М.Ю. Лермонтов) ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Всё моё, сказало злато;
Всё моё, сказал булат.
Всё куплю, сказало злато;
Всё возьму, сказал булат.
(А.С. Пушкин)
Э П И Ф О Р А
Эпифора (концовка) [< греч. epi после + phoros несущий, вынесение] – стилистическая фигура –
– синтаксическая конструкция - повторение слов или словосочетаний в конце строк или смежных отрывков текста. |
Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
Нищих, как ночь, сыновей.
(М. Цветаева)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Деточка, все мы немножечко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
(В.Маяковский)
А Н Т И Т Е З А
Антитеза [< греч. antithesis противоположение] – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, основанная на резком противопоставлении понятий, образов.
|
Лето – припасиха, зима – прибериха. (Пословица) …………………………………………………………………………………………………………………
Познай, где свет, – поймёшь, где тьма.
(А. Блок)
(А. Блок)
…………………………………………………………………………………………………………………
Я – одинокий сын земли,
Ты – лучезарное виденье.
(А. Блок)
…………………………………………………………………………………………………………………
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем.
(А.С. Пушкин)
О К С Ю М О Р О Н
Оксюморон [< греч. oxymoron остроумно-глупое] – стилистическая фигура, – синтаксическая конструкция, состоящая из двух противоречащих друг другу понятий, логически исключающих друг друга.
|
- Смерть ради жизни; честный вор; сон наяву; далёкое близкое; богатый нищий.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.
(М.Ю. Лермонтов)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
О как мучительно тобою счастлив я!
(А.С. Пушкин)
И Н В Е Р С И Я
Инверсия [< греч. inversio перестановка] – стилистическая фигура – – синтаксическая конструкция - обратный порядок слов в предложении, используемый для усиления выразительности речи.
|
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
(М.Ю. Лермонтов)
[Одинокий парус белеет
В голубом тумане моря.]
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Любите ли вы театр… всеми силами души вашей? (В.Г. Белинский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие. (И.А. Гончаров)
С И Н Т А К С И Ч Е С К И Й
П А Р А Л Л Е Л И З М
Синтаксический параллелизм – стилистическая фигура, – синтаксическая конструкция, основанная на одинаковом синтаксическом построении соседних предложений или отрезков речи.
|
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
(В. Лебедев-Кумач)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
(А.Блок)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Наклонился над баранкой,
Смолк шофёр,
Уснул шофёр.
(А.Твардовский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Книга – хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник эстетических раздумий.
Р И Т О Р И Ч Е С К И Й В О П Р О С
Риторический вопрос – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, представляющая собой вопросительное предложение, имеющее смысл усиленного эмоционального утверждения или отрицания. Риторический вопрос не требует ответа.
|
Что день грядущий мне готовит? (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!(Н.В. Гоголь)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
А в какое время года легче гибнуть на войне? (А.Твардовский)
…………………………………………………………………………………………………………………
Кто же не радовался солнечному лучу?
Р И Т О Р И Ч Е С К О Е О Б Р А Щ Е Н И Е
Риторическое обращение – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция,содержащая подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
|
Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой!
(А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Праздник близок, мать-Россия! (А.Твардовский)
Р И Т О Р И Ч Е С К О Е В О С К Л И Ц А Н И Е
Риторическое обращение – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, содержащая такое построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
|
О времена, о нравы! (Цицерон)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Да так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
(А.Блок)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И.С. Тургенев)
М Н О Г О С О Ю З И Е
Многосоюзие – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, состоящая в намеренном повторении союзов, соединяющих однородные члены предложения или части сложного предложения для усиления выразительности речи.
|
Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.(Н.В. Гоголь)
Б Е С С О Ю З И Е
Бессоюзие – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между однородными членами простого предложения или частями сложного предложения.
|
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…
(А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
И опять в мире тьма, холод, утомление… (И. Бунин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Встали танки, кухни, пушки,
Тягачи, грузовики,
Легковые – криво, косо,
В ряд, не в ряд, вперёд, назад.
(А.Твардовский)
Г Р А Д А Ц И Я
Градация [< лат. gradatio ступень, степень] – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, состоящая из ряда слов, каждое из которых усиливает значение предыдущего слова с целью наращивания или ослабления смыслового и эмоционального значения.
|
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Страшный бой идёт, кровавый.
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
(А.Твардовский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней.(А. Толстой)
П А Р Ц Е Л Л Я Ц И Я
Парцелляция [< лат. partis часть] – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, построенная на интонационном и синтаксическом расчленении высказывания.
|
И вечные французы…
Когда избавит нас творец
От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
(А.С.Грибоедов) ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Жена называла его – Чудик. Иногда ласково.
(В. Шукшин)
(В. Шукшин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Эта теория многократно проверена практикой. И нашей, и зарубежной.(Из газет)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот! (Д. Гранин)
Э Л Л И П С И С
Эллипсис [< греч. ellipsis выпадение, опущение] – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, связанная с опущением несущественных слов для усиления роли оставшихся.
|
Стар – на совет, молод – на брань.
Кремень на кремень – искра.(Пословицы)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Облака – вокруг, купола – вокруг. (М. Цветаева)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мёртвому – дроги,
Каждому – своё.
(М.Цветаева)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Я за свечку, свечка – в печку. (К. Чуковский)
У М О Л Ч А Н И Е
Умолчание – стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, в которой автор сознательно опускает какие-либо члены предложения, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
|
В дамах города N больше всего замечательно было то… Даже страшно, совсем не подымается перо… (Н.В. Гоголь)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
А вечером, когда куры
Обсиживали шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
(С. Есенин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал… (С. Есенин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
К любым чертям с матерями катись
Любая бумажка,
Но эту…
(В.В.Маяковский)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ
Именительный темы (представления) – фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания.
|
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А.С. Пушкин)
…………………………………………………………………………………………………………………………
Ах,Франция! Нет в мире лучше края! (А.С. Грибоедов)
…………………………………………………………………………………………………………………………
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А.С. Пушкин)
РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля.
|
С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тебе говорят-говорят – и все без толку!
ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Вопросно-ответные конструкции - неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь.
|
- Какие новости? – спросил офицер.
- Хорошие!
………………………………………………………………………………………………………………………………
ОДНОСОСТАВНЫЕ, НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. … Ни одного мазка, — слышу я слова. — Нет мазков. Как живая.
………………………………………………………………………………………………………………………………
ОДНОСОСТАВНЫЕ, НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. … Ни одного мазка, — слышу я слова. — Нет мазков. Как живая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий