БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

пятница, 9 декабря 2011 г.

ИВС - домашнее задание к 14 декабря (СРЕДА)


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

 СРЕДСТВА ТЕКСТА
Домашнее задание к среде, 14 декабря
    Задание, посвящённое средствам выразительности, представляет собой фрагмент рецензии с пропущенными терминами, которые необходимо восстановить, указав номера слов из приведённого списка.

     Для того, чтобы справиться с этим заданием, необходимо уметь разграничивать лексические и синтаксические средства выразительности.
     Лексические средства, или тропы (троп от греч. tropos – поворот), – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придаёт ей образность, выразительность. Различают следующие виды тропов: простейшие – эпитет, сравнение; сложные – метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.
     Синтаксические средства, или стилистические фигуры,необычные обороты речи, особое её синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности. К синтаксическим средствам относят инверсию, синтаксический параллелизм, градацию, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответную форму изложения и др.

     Таким образом, во фрагменте
Такое синтаксическое средство, как ______, помогает автору аргументировать свою позицию.
речь не может идти о метафорах, об эпитетах и т.п.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1 – 10. 
ВНИМАНИЕ! При работе с этим тестом на соотнесения вам нужно непременно обращаться к теоретическим сообщениям блога ТРОПЫ, СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ (размещены ниже).
   
 Укажите (СООТНЕСИТЕ) средства выразительности, использованные в примерах из публицистических и художественных текстов.

     Задание 1.
1.    Честные чиновники встречаются так же часто, как нищие олигархи.
2.    Не плюй в колодец – пригодится. Не плюй в душу – не простят.
3.    Фестиваль собрал вокруг себя десятка три театров.
4.    Вместе мы вспоминали ту чудесную, колдовскую ночь, когда до самого утра гуляли по набережной.
5.    Ты тоже веришь в судьбу? Тогда заходи на наш сайт.
А – вопросно-ответная форма изложения
Б – оксюморон
В – эпитеты
Г – синтаксический параллелизм
Д – метонимия

     Задание 2.
1.    Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться.
2.    Можно сказать, что учения Макиавелли отравили, вошли ядовитой смесью в политические идеи XVI столетия.
3.    По берегам лесных малых рек растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?
4.    Мы поняли, что жизнь, даже самая плохая, состоит из смены радостей и горя, удач и неудач, и не надо бояться, что неудач будет больше, чем удач.
5.    Талия никак не толще бутылочной шейки.
А – антитеза
Б – каламбур
В – литота
Г – риторический вопрос
Д – метафора




Задание 3.
1.    Но сколько же благородства, мягкости, обаяния было в работе этой пары артистов!
2.    На мой взгляд, такой подход к делу является поверхностным, примитивным, банальным!
3.    «Россия, ты лучшая, победа с тобой», – скандировали болельщики.
4.    Зима у нас сопровождается морозами. И авариями системы центрального отопления.
5.    Одно время вошли в моду духоподъёмные разговоры о смысле жизни.
А – риторическое обращение
Б – риторическое восклицание
В – градация
Г – авторский неологизм
Д – парцелляция

Задание 4.
1.    Не то на серебре – на золоте едал.
2.    Я свой привет из тихих деревень
Шлю девушкам и юношам-поэтам:
Пусть встретит жизнь их ласковым приветом,
Пусть будет светел их весенний день,
Пусть их мечты развеет белым цветом!
3.    Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась, так по-детски…
4.    Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в должный ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной <…> заводила равномерную, приличную разговорную машину.
5.    Шампанское стаканами тянул… Бутылками-с, и пребольшими… Нет-с, бочками сороковыми…
А – развёрнутое сравнение
Б – градация
В – метонимия
Г – олицетворение
Д – анафора

Задание 5.
1.    Но мне почему-то нравилось, когда вместо «шея» она говорила «шыя», вместо «умойся» «умыйся», вместо «грязный» – «замурзанный»,  вместо «воробей» – «горобец».
2.    Язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира.
3.    Многие морские коньки, словно гуттаперчевые пупсики, умеют даже тело изменять.
4.    Результатом глобализации может стать обогащение меньшинства и обнищание большинства населения планеты.
5.    Все мои труды пошли прахом, бригада на глазах превращалась в неуправляемую орду.
А – метафора
Б – фразеологизм
В – антитеза
Г – сравнение
Д – диалектизмы

Задание 6.
1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью знаешь их Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье глухих знаешь Ты.
2. Опять язвительность… Жалкая, бессильная.
3. Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
4. Ты всё пела? – Это дело!
Так поди же попляши.
5. Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
А – ирония
Б – метонимия
В – эпифора
Г – гипербола
Д – парцелляция

Задание 7.
1.    Дураки, разгильдяи и взяточники неимоверно раздражали Петра Алексеевича.
2.    Мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
3.    Во всём была радость, та грустная радость, с какой выпускник гимназии осматривается в ней двадцать лет спустя.
4.    Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели!
5.    Но если вы спросите, что для меня было самым лучшим, я скажу: поход с отцом в книжные ряды у Китайгородской стены, напротив Политехнического музея!
А – оценочная лексика
Б – антитеза
В – вопросно-ответная форма изложения
Г – метафора
Д – оксюморон

Задание 8.
1.    Я видывал, как она косит:
        Что взмах – то готова копна!
2.    В тёмной роще на поляне
Плачет смехом бубенец.
3.    Во всём мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
4.    Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница.
5.    День был горяч, душен, как воздух над раскалённой плитой.
А – оксюморон
Б – метонимия
В – парцелляция
Г – сравнение
Д – гипербола

Задание 9.
1.    Эти книги напоминают мне узников, замкнутых в оковы стеклянных шкафов, так и не допрошенных с пристрастием.
2.    Вот уж где торжествует принцип: человек человеку не друг, а волк.
3.    Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
4.    Я поэт. Я не связан. Я полон любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.
5.    Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! Попробуйте читать вместе и вслух!
А – анафора
Б – градация
В – сравнение,   метафора
Г – риторическое восклицание
Д – контекстные антонимы

Задание 10.
1.    Бесконечность немых голосов.
2.    Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На всём божьем свете.
3.    Арагвы светлой он счастливо
Достиг зелёных берегов.
4.    Проплясал, проплакал дождь весенний.
5.    Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
А – олицетворение
Б – инверсия
В – оксюморон
Г – парцелляция
Д – гипербола


3 комментария:

  1. а можно ответы для проверки правильности выполнения?

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. 1- БГДВА; 2- БДГАВ; 3 БВАДГ; 4 ВДГАБ; 5 ДАГВБ; 6 ВДБАГ; 7 АГДБВ; 8 ДАБВГ; 9 ВДГАБ; 10 ВДБАГ

      Удалить