БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

среда, 10 сентября 2014 г.

Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Задание 16.
Знаки препинания в предложениях
с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)




Рассмотрим, как задание 16 представлено в демонстрационном варианте 2015 года:

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Что требуется от учеников: найти в предложении обособленные члены предложения, указать среди предложенных вариантов правильную расстановку знаков препинания, связанную с тем или иным видом обособления.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения:
·        отличие причастного оборота от деепричастного (причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, а деепричастный – что делая? что сделав?);
·        правила постановки знаков препинания при причастном обороте в зависимости от его расположения по отношению к определяемому слову: до или после определяемого слова стоит причастный оборот;
·        правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;
·        правила постановки знаков препинания в тех случаях, когда два причастных или два деепричастных оборота соединены союзом И, т.е. являются однородными.
Знаки препинания при определениях, выраженных причастным оборотом

1) Причастный оборот обособляется (выделяется запятыми), если стоит ПОСЛЕ определяемого слова: сущ., /прич. об./, …
Для народов (каких?), /жестикулирующих мало/, русское общение (какое?), /насыщенное жестами/, кажется излишне эмоциональным.
2) Причастный оборот не обособляется (не выделяется запятыми), если стоит ПЕРЕД определяемым словом: /прич. об./ сущ. …
Для /жестикулирующих мало/ народов /насыщенное жестами/ русское общение кажется излишне эмоциональным.
3) Если два причастных оборота соединяются одиночным союзом И, то запятая перед И и после И не ставится:  сущ., /прич. об./ и /прич. об./, …
Эпоха (какая?), /начавшаяся после открытий Галилео Галилея/ и /завершившаяся работами Исаака Ньютона/, обозначила важный поворот в истории человечества.
Знаки препинания при обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом
1) Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда обособляются (выделяются запятыми), независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают:
·        Ипполит Матвеевич стоял под акацией (что делая?), /погрязая в стыде/, и твердил три заученные фразы (что делая?), /не глядя на гуляющих/.
·        Ипполит Матвеевич, /погрязая в стыде/, стоял под акацией и, /не глядя на гуляющих/, твердил три заученные фразы.
2) Если два деепричастных оборота соединяются одиночным союзом И, то запятая перед и после И не ставится, однако надо убедиться в том, что в этом случае деепричастные обороты относятся к одному сказуемому:
·                      /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.
Примечание:
От однородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и соединённых союзом И, следует отличать неоднородные обстоятельства, также выраженные деепричастными оборотами и связанные союзом И:
·                      Гости остались в столовой, /шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении/, и, /опасаясь быть нескромными/, вскоре разъехались один за другим.
Как видим, в этом предложении первый деепричастный оборот относится к глаголу-сказуемому остались, второй же деепричастный оборот относится к глаголу-сказуемому разъехались. Следовательно, перед нами два неоднородных обстоятельства, поэтому их границы выделяются запятыми. В данном случае запятые ставятся и перед союзом И, и после него.

1 комментарий: