Задание А26.
Знаки препинания в
сложном предложении
с
разными видами связи
Рассмотрим,
как задание А26 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А26. В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес
дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела
своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и
восторженных криков.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4)
2
Ваш ответ 1? Правильно.
Для
подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК
ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ
ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их
выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр»,
2012.
Выражаю благодарность
авторам и издательству.
В этом задании обычно или синтаксическая конструкция с
подчинительной и сочинительной связью, или СПП с последовательным подчинением
придаточных.
Что требуется от учеников: знание темы
«Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное
предложение с разными видами связи. Пунктуация на стыке союзов».
1.
Пунктуация на стыке союзов
Так как в этом задании присутствует такая пунктограмма, как стык
союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.
Стык союзов – это
пространство в предложении между двумя союзами:
· - между двумя подчинительными союзами;
· - между
сочинительным и подчинительным союзом.
Запятая
ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов
ТО, НО и др.
Запятая НЕ ставится
на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.
Сравните
два примера:
1)
Д.С. Лихачёв писал, что, если у вас будет
уважительное отношение к другим, придёт память на правила хорошего поведения.
2) Д.С.
Лихачёв писал, что если у вас будет
уважительное отношение к другим, то придёт
память на правила хорошего поведения.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов
(рядом расположены два подчинительных союза ЧТО + ЕСЛИ). В первом предложении у
союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов ставим
запятую (ЧТО, ЕСЛИ). Во втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде
слова ТО (ЕСЛИ...ТО), поэтому на стыке союзов НЕ ставим запятой (ЧТО ЕСЛИ).
2.
Пунктуация перед союзом И в сложном предложении
В задании А26 бывает ещё
одна трудность: пунктуация перед союзом И.
Сравним два предложения и
определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком – нет
(знаки препинания не расставлены):
1)
Молодой
писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои
наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.
2)
В этот день
мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда
подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.
В первом
предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и
«записывал»), поэтому на месте цифры (1) запятая не ставится. На месте
цифры (2) мы поставим запятую: это стык союзов И + ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет
продолжения в виде союза ТО. На месте цифр (3) и (4) также ставятся запятые,
как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный ответ: 2,3,4.
Во втором
предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая
грамматическая основа «мы ужинали», вторая грамматическая основа «девочка
сказала»), поэтому на месте цифры (1) ставится запятая. На месте цифры
(2) также следует поставить запятую: это стык союзов И + КОГДА, при втором
союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр (3) и (4) тоже
должны быть запятые, как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный
ответ: 1,2,3,4.
Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:
1.
Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите
границы простых частей в составе сложной синтаксической конструкции.
3.
Посмотрите, как эти простые части связаны между собой.
4. Выясните,
присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия определите, что он
соединяет:
· если союз И
соединяет однородные члены, то перед ним запятая не ставится;
· если союз И
соединяет простые предложения, то перед ним запятая ставится.
5.
Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в
случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через
одну простую часть) в виде слов ТО, НО и др.:
· если у
второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая
ставится на стыке двух союзов;
· если у
второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др., запятая не
ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите
границы между главной и придаточной частями и на их месте поставьте запятые.
Комментариев нет:
Отправить комментарий