ГРАММАТИЧЕСКИЕ (СИНТАКСИЧЕСКИЕ) НОРМЫ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассмотрим вариант задания А4 в демонстрационном варианте 2014 года:
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
|
Следующий далее теоретический материал взят из книги Г.Т. Егораевой «Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций».
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (к а к?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должны выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:
1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка.
2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю квартиру.
В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее (уборка; я). Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идёт речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, 1-е предложение содержит грамматическую (синтаксическую) ошибку.
Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «убираю», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической (синтаксической) ошибки.
В
односоставных определённо-личных предложениях с
деепричастным оборотом подлежащего нет, сказуемое в них может быть выражено
глаголом в следующих формах:
1.
В форме повелительного
наклонения: Читая исходный текст, обращайте внимание на способы выражения
авторской позиции.
2.
В форме 1-го
или 2-го лица изъявительного наклонения:
Читая исходный текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.
В
односоставных безличных предложениях деепричастный оборот может быть
употреблён только в том случае, если в сказуемом есть форма инфинитива: Читая исходный текст, следует
обратить внимание на способы
выражения авторской позиции.
Таким образом, основные
способы грамматически верных продолжений предложений с деепричастным оборотом
представлены в следующей таблице.
Начало предложения (деепричастный оборот,
обозначающий добавочное действие сказуемого)
|
Правильные варианты предложений
|
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,…
|
…ученик повторял синтаксис простого
предложения. (Есть подлежащее, которое
выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «повторял», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь».
|
…решаю (решаем, решаешь, решаете)
сложные тесты.
Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно
восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы).
|
|
…тщательно повторяйте пройденное. (В определённо-личном
предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения).
|
|
…необходимо тщательно повторить
пройденный материал. (В сказуемом безличного предложения есть инфинитив).
|
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
1. Деепричастный
оборот не может быть употреблён, если
действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным
оборотом, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь
калькулятором, расчёт производится быстро»).
2. Деепричастный
оборот не может быть употреблён в безличном предложении, если в составе
сказуемого нет инфинитива глагола (нельзя:
«Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
3. Если
предложение выражено конструкцией со
страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблён, т.к. исполнитель действия, выраженного
сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив
необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет
осмотрен техниками»).
К заданию А 4
Синтаксические нормы
(построение
предложения с деепричастием)
Из книги
Дитмара Эльяшевича Розенталя «А как лучше сказать?»
«Подъезжая к сией станции… у меня слетела шляпа»
Эта фраза-пародия (из
юмористического рассказа А.П. Чехова) страдает не только орфографической
неграмотностью («сией» вместо сей), но и стилистической
беспомощностью: в ней нарушено правило,
чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В
приведенном примере речь идет о действиях двух предметов в
грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и
о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения
легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно
располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сей станции, у меня слетела».
Сравните также неправильное
употребление деепричастия в предложениях: «Прощаясь
с друзьями, один из них сказал мне…»; «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
Примеры из ученических работ: «Живя и
вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому
обществу навыки, привычки и взгляды»; «Читая эти строки из романа „Как
закалялась сталь“, создается впечатление, что автор выражает наши мысли и
чувства» и т. п. В подобных случаях деепричастные o6ороты следует
заменять придаточными предложениями обстоятельственными.
Встречающиеся у
писателей-классиков отступления от литературной нормы представляют собой либо
галлицизмы (обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие
конструкции допустимы), либо результат влияния народной речи. Например: …Имея право выбирать оружие, жизнь
его была в моих руках (А.С.
Пушкин); Проезжая на
возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова
закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И.С. Тургенев).
Не используются деепричастные
обороты в безличных предложениях типа «Подходя
к лесу, мне стало холодно» (в этом предложении имеется логическое
подлежащее мне, но нет грамматического
подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное
деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения, подобные
следующим: …Убедившись, что
понять этого он не сможет, ему стало скучно (Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в нем нет (М.
Горький).
Возможно употребление
деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола,
например: Выполняя это
упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.
Пожалуйста, отредактируйте размер шрифта, уж больно он мелкий.
ОтветитьУдалитьctrl+"покрутите колесико мыши" и будет вам счастье
Удалить