БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

среда, 9 октября 2013 г.

А 4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием). ТЕОРИЯ

   
ГРАММАТИЧЕСКИЕ  (СИНТАКСИЧЕСКИЕ)  НОРМЫ  
РУССКОГО  ЯЗЫКА


Рассмотрим вариант задания А4 в демонстрационном варианте 2014 года:

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

Следующий далее теоретический материал взят из книги Г.Т. Егораевой «Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций».

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (к а к?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должны выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:
1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка.
2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю квартиру.
В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее (уборка; я). Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идёт речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, 1-е предложение содержит грамматическую (синтаксическую) ошибку.
Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «убираю», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической (синтаксической) ошибки.


В односоставных определённо-личных  предложениях с деепричастным оборотом подлежащего нет, сказуемое в них может быть выражено глаголом в следующих формах:
1. В форме повелительного наклонения: Читая исходный текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.
2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая исходный текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.
В односоставных безличных предложениях деепричастный оборот может быть употреблён только в том случае, если в сказуемом есть форма инфинитива: Читая исходный текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.

Таким образом, основные способы грамматически верных продолжений предложений с деепричастным оборотом представлены в следующей таблице.

Начало предложения (деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие сказуемого)
Правильные варианты предложений








Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,…
…ученик повторял синтаксис простого предложения. (Есть подлежащее, которое выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «повторял», и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь».
…решаю (решаем, решаешь, решаете) сложные тесты. Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы).
…тщательно повторяйте пройденное. (В определённо-личном предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения).
…необходимо тщательно повторить пройденный материал. (В сказуемом безличного предложения есть инфинитив).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1. Деепричастный оборот не может быть употреблён, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро»).
2. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, если в составе сказуемого нет инфинитива глагола (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
     3. Если предложение выражено конструкцией со
       страдательным причастием, деепричастный оборот не     может быть употреблён, т.к. исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками»).

К заданию А 4
Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастием)

Из книги
Дитмара Эльяшевича Розенталя «А как лучше сказать?»

«Подъезжая к сией станции… у меня слетела шляпа»

Эта фраза-пародия (из юмористического рассказа А.П. Чехова) страдает не только орфографической неграмотностью («сией» вместо сей), но и стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведенном примере речь идет о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сей станции, у меня слетела».
Сравните также неправильное употребление деепричастия в предложениях: «Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне…»; «Возвращаясь домой, меня застиг дождь». Примеры из ученических работ: «Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды»; «Читая эти строки из романа „Как закалялась сталь“, создается впечатление, что автор выражает наши мысли и чувства» и т. п. В подобных случаях деепричастные o6ороты следует заменять придаточными предложениями обстоятельственными.
Встречающиеся у писателей-классиков отступления от литературной нормы представляют собой либо галлицизмы (обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие конструкции допустимы), либо результат влияния народной речи. Например: …Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А.С. Пушкин); Проезжая на возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И.С. Тургенев).
Не используются деепричастные обороты в безличных предложениях типа «Подходя к лесу, мне стало холодно» (в этом предложении имеется логическое подлежащее мне, но нет грамматического подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения, подобные следующим: …Убедившись, что понять этого он не сможет, ему стало скучно (Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нем нет (М. Горький).


Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Выполняя это упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.

2 комментария:

  1. Пожалуйста, отредактируйте размер шрифта, уж больно он мелкий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ctrl+"покрутите колесико мыши" и будет вам счастье

      Удалить