БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

четверг, 16 января 2014 г.

А27. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Теория и тест

А27.  Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров

Обратимся к заданию А27 демонстрационного варианта 2014 года ЕГЭ по русскому языку.

     Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места
захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения
грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для
предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и
расположение которых зависят от назначения сооружений,
гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
    2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью
специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к
поверхностному водоисточнику.
   3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками
загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
   4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

     Что требуется от выпускника при выполнении этого задания.

Задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Учащимся необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, используя приёмы сжатия текста.
    
Алгоритм выполнения задания А27.

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённого предложения.
2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в исходном тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.
6. Выберите правильный вариант ответа.

Образец применения алгоритма при выполнении задания А27.

     Тестовое задание:

    В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц – пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
2) Газообразные и твёрдые примеси, содержащиеся в воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твёрдыми.

КОММЕНТАРИЙ к выполнению задания А27.

·                    Выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

    1) В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей.    2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц – пыли, дыма, сажи. 3) Загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

·           Определяем причинно-следственные отношения между предложениями:
2-ое предложение уточняет, расширяет смысл 1-го предложения (состав примесей в атмосфере – газообразные и твёрдые). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только…, но и в 3-ем предложении.
·                    Отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.
В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.
·                    Передаём в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.
·                    Соотносим свой получившийся вариант (Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.) с предложенными в тесте вариантами ответов.
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
2) Газообразные и твёрдые примеси, содержащиеся в воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твёрдыми.
Правильный ответ: 2.

ПОРАБОТАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО С ВАРИАНТАМИ ЗАДАНИЯ А27.
Ответы даны ниже.

Вариант 1.
Столетия ученые-египтологи пытались выяснить существует ли какая-нибудь закономерность в расположении великих пирамид Египта, а если существует, то какая. Однажды инженер Роберт Бьювел который долго жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона. Потрясенный инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью повторяет расположение звезд Ориона относительно
Млечного пути.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?
1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения древних пирамид.
2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.
3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в расположении пирамид на землях Древнего Египта.
4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным ученым.
Вариант 2.
Известно, что расположенный в северо-восточном углу Африки Египет – родина древнейшей цивилизации. Известно, что за три, четыре и даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, где процветали сельское хозяйство, ремесла и литература. Но больше всего
египетская цивилизация прославилась грандиозными инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и колоссальными архитектурными сооружениями, развалины которых вызывают удивление даже у современных техников.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?
1) Египет − это родина величайших цивилизаций Древней Европы и Азии.
2) По уровню развития Древний Египет равновелик современным ему цивилизациям Европы.
3) Больше всего великая древняя цивилизация Египта прославилась грандиозностью своих инженерных работ и архитектурных сооружений.
4) Египет был страной с высокоразвитой религиозной культурой, литературой и изобразительным искусством.
Вариант 3.
До XIX века единого литературного языка в Македонии не существовало, и каждый писатель пользовался своим родным говором, что при исключительно глубокой диалектной дробности Македонии не могло привести к созданию общего литературного языка. Только после окончания Второй мировой войны усилиями целого ряда деятелей литературы и ученых в Македонии из диалектов стал складываться литературный язык. При этом, несмотря на обилие художественной прозы и публицистики на
македонском, далеко не все вопросы решены и теперь: в новом
литературном языке много колебаний и противоречий, он ещё находится в процессе становления.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?
1) Возникновению единого литературного македонского языка мешала глубокая диалектная дробность, и писатели пользовались в своих произведением тем или иным говором языка.
2) В силу диалектной дробности единый литературный македонский язык, начавший складываться только после Второй мировой войны, находится по сей день в процессе становления.
3) Единый литературный язык Македонии, который по ряду причин долго не мог объединить в себе разные говоры, окончательно сложился перед Второй мировой войной.
4) Окончание Второй мировой войны побудило целый ряд македонских писателей и ученых создать единый литературный македонский язык.
Вариант 4.
Когда в конце XIX века в России идея женского равноправия призвала к литературной деятельности и журналистике образованных женщин, литературная критика мгновенно заметила это новшество. Причем во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт женского литературного творчества, высказывалась мысль, что "природа уделяет женщинам искру таланта, но никогда не дает гения". В произведениях женщин-писательниц отмечали неспособность к самостоятельному творческому мышлению, из чего делался вывод, что женщина-писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, поскольку она будет только повторять уже существующие идеи.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?
1) В конце XIX века в России появилось немало писателей и журналистов женщин, что было внове для современников.
2) Русская литературная критика конца XIX века заметила тот факт, что среди писателей и журналистов все чаще стали появляться женщины.
3) В русской литературной критике были негативно встречены произведения женщин-писательниц в силу того, что эти произведения оказались невысокого художественного уровня.
4) Поддержав идею женского литературного творчества, тогдашняя критика утверждала тем не менее, что женщина не способна сказать нового слова в литературе.

ОТВЕТЫ:  вариант 1 – 2
         вариант 2 – 3
         вариант 3 – 2
         вариант 4 - 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий