А29.
Функционально-смысловые
типы речи
«Функционально-смысловые типы речи» ― именно так классифицируется тема
задания А29. Формулировки этого задания в течение существования несколько
менялись, но в последние 3 года это задание звучит так:
Какое из утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.
2) В предложениях 18-22 представлено повествование.
3) Предложение 25 разъясняет суждение, высказанное в
предложении 24 текста.
4) Предложение 15 содержит описательный фрагмент.
Как видим, учащимся нужно прочитать фрагменты из текста и определить тип
текста, используемый автором в них. Здесь-то и кроется коварство задания:
во-первых, не всегда знания выпускников позволяют с легкостью определять тип
текста; во-вторых, в тексте могут соседствовать разные типы текстов; в-третьих,
некоторые сложные для восприятия тексты требуют от выпускников высокого уровня
понимания и способности их анализировать. Знание отличительных характеристик
разных типов текстов ― основа успешного выполнения задания А29.
Какие бывают типы речи?
Если говорить о стилях речи, то в ЕГЭ это обычно
публицистический или художественный. Это, можно сказать, форма, в которую
облечен текст. В каждом из них в зависимости от смысловой наполненности могут
использоваться разные функциональные типы речи ― это содержательная часть
текста. В русском языке существуют три типа речи:
· повествование;
· описание;
· рассуждение.
Причем важно знать, что в чистом виде каждый из типов
речи встречается не так уж часто. Обычно они употребляются автором в тесной
взаимосвязи: именно такой прием способствует максимальной реализации авторского
замысла.
Некоторые лингвисты настоятельно советуют выпускникам
для лучшего понимания особенностей типов речи использовать приём условного
фотографирования, проводя параллель между содержанием текста и процессом
фиксирования фактов окружающей жизни на плёнке. Воспользуемся и мы этим
наглядным методом распознавания речевых типов.
«Фотоплёнка»: Повествование
Повествование ― это функциональный тип текста, основанный на рассказе о
событиях, происходящих в хронологической последовательности. Другими словами,
это своеобразная фотоплёнка, где один за другим идут кадры, запечатлевшие
происходящие события, череда картинок. Причём, в определенном хронологическом
порядке. Другое дело, что автор может поменять местами начало и конец событий
или неожиданно забежать вперед или вернуться в прошлое. В любом случае это
будет повествование, рассказ о том, что произошло. Такой текст имеет свой
сюжет.
Повествование ― это события, действия, поступки во времени. Уже это говорит
о том, что преобладать в таком тексте будут глаголы, ярко выражающие активные
действия. В первую очередь, это формы прошедшего времени совершенного вида. В
повествовании часто встречаются и наречия времени и места: они выполняют
функцию уточнения, обозначают образ действий.
Яркой отличительной чертой повествования является его
структура. Традиционно это такие смысловые части:
― экспозиция (вступление, рассказ о
том, что предшествовало основным событиям);
― завязка (начало действия);
― развитие действия (основное
содержание текста);
― кульминация (самый напряженный
момент действия);
― развязка (окончание действия).
Как уже говорилось выше, могут быть отступления от хронологии, что не
должно сбивать выпускника.
Повествование может вестись как от третьего лица, так и от первого лица
(использование личных местоимений первого лица (я, мы) и глаголов в форме 1-го
лица). Подсказкой к определению повествования как типа данного текста может
служить наличие таких литературных жанров: рассказа, повести, очерка, басни,
сказки). Очень часто повествование присутствует в мемуарной литературе:
воспоминаниях, письмах.
Вопросы, характерные для
повествования:
Что делает (будет делать, делал,
делал бы и т.д.)?
Какова последовательность событий
(действий)?
Что произошло?
Что происходило сначала, а что ―
потом?
Кто участвует в событиях и кто (что) производит
действия?
«Фотокадр»: Описание
Описание ― это функциональный тип речи, выражающийся в перечислении
свойств, характеристик, качеств разных объектов действительности: предмета,
человека, животного, явлений природы и т. д. Точнее говоря ― это текст-описание
предмета, описание состояния, описание места.
Проводя параллель с фотографированием, описание можно сравнить не с фотопленкой
(в отличие от повествования), а с единственным фотокадром, на котором
запечатлена одна целостная картина.
Композиция текста-описания обычно такова:
- общая информация об объекте описания;
- последовательное описание отдельных качеств,
признаков частей и деталей объекта;
- вывод, авторская оценка.
Описание часто насыщено яркими языковыми выразительными средствами:
эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями. Активно используются имена
прилагательные, причастия, наречия, глаголы прошедшего времени несовершенного
вида и настоящего времени. Синтаксические приемы описания ― это неполные и
назывные предложения, согласованные и несогласованные определения.
Описание в чистом виде встречается
редко. В экзаменационных тестах (как, впрочем, в любой литературе) описание
часто является элементом повествования и рассуждения.
Вопросы, характерные для повествования:
Какой объект описывается?
Как он выглядит?
Какие признаки характерны для его отдельных частей?
Какой (данный предмет)?
«Нельзя сфотографировать?»:
Рассуждение
Когда как бы мы ни старались, но
даже мысленно «сфотографировать» то, что изложено в тексте нельзя, можно
сделать вывод: перед нами текст-рассуждение. Содержание такого текста слишком
сложно для рисования одной картины, ведь описание ― это функциональный тип
речи, в котором изложена логическая цепочка суждений, умозаключений, мыслей
автора на какую-то тему. Такой текст подразумевает утверждение или, напротив,
отрицание факта, явления, понятия.
Рассуждение ― достаточно сложный по строению текст. Его композиция состоит
из таких частей:
― тезис (проблема, мысль,
умозаключение);
― аргументы, доказывающие тезис;
― заключение.
Отдельные предложения также имеют
более сложное, чем в повествовании и описании, строение. Теперь это обилие
обособленных конструкций: причастных и деепричастных оборотов, уточняющих
членов предложения, вводных слов и конструкций, обозначающих последовательность
мыслей (во-первых, следовательно, итак…). Широко используются сложноподчиненные
и сложносочиненные предложения. В ходе доказательства тезиса весьма актуальны
слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Жанры, в которых можно легко
встретить рассуждение: статья, рецензия, отзыв, письмо, выступление. Наиболее
«любит» рассуждение публицистический стиль, но и в художественном стиле
рассуждение занимает не последнее место.
Рассуждение ― тот тип текста, на
который выпускнику нужно обращать особое внимание, ведь ему самому придется
писать в части С сочинение-рассуждение, реализуя все правила и законы
смыслового стиля речи.
3 совета о том, как определить тип
речи текста
Представьте, в каком источнике мог использоваться
данный текст: в учебнике, художественной литературе, журнале, газете, бытовом
разговоре.
Определите способ обращения автора к читателям: поучение, рассказ, доказательство,
выражение своего отношения, отражение своих взглядов или чувств.
Подумайте: идет ли в тексте речь…
… об одновременно присутствующих качествах предмета;
… о сменяемых событиях или действиях;
… о причинах и следствиях какого-либо явления.
Важно! Правильное определение типа
текста в предложенном фрагменте поможет выпускнику при выполнении задания С. А
именно ― во избежание фактической ошибки в работе, в уместном употреблении
глаголов: «Автор рассуждает…» ― если речь идет о тексте-рассуждении: «Автор рассказывает…»
― если говорится о тексте-повествовании; «Автор описывает…» ― при работе с
текстом-описанием.
Пример выполнения задания А29
Какое из утверждений является ошибочным?
Внимательно прочитываем весь текст и
предложенные фрагменты. Последовательно рассматриваем каждый вариант утверждений,
предложенных в задании.
В 1) В предложениях 7-10 представлено
рассуждение.
(7)В
большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и
немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто
безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего
моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более
того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за
умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был
удостоен высокой награды.
В данном фрагменте (художественный стиль) нет авторских умозаключений по
какой-либо проблеме, нет аргументации тезиса, нет выводов. Но есть рассказ о
событиях в хронологическом порядке, употреблено много глаголов в прошедшем
времени ― это повествование, а не рассуждение. Утверждение о том, что это
рассуждение, ошибочно. Этот ответ и
есть правильный, его и выбираем.
|
Ответ найден, но размышления над остальными
― обязательно.
В 2) В предложениях 18-22 представлено
повествование.
(18)Этот
человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а
был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями
умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг
пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но,
как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а
за власовцами зорко следили гитлеровцы. (21)Ему пришлось принять участие в
боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце концов
оказался в плену, конечно же, сдался сам...
Да, это повествование: последовательный рассказ о событиях, обилие
глаголов совершенного вида в прошедшем времени. Ярко проявляется типичная для
повествования композиция: завязка, развитие действия, развязка. Данное утверждение не ошибочное, его не
выбираем.
|
3)
Предложение 25 разъясняет суждение, высказанное в предложении 24 текста.
(24)Безусловно,
он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись
в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить
фашистов.
Утверждение
верное. Второе предложение ― это объяснение того, о чем говорится в первом. Этот вариант ответа не выбираем.
|
4) Предложение 15 содержит описательный
фрагмент.
(15)В его
тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая
покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.
В «тусклых печальных глазах», «не было ни злобы…» ― это описательные
фрагменты. Утверждение верное, значит,
этот вариант ответа не выбираем.
|
Таким образом, мы доказали, что ответ под номером 1 ―
правильный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий