БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Функционально-смысловые типы речи



А29. 

Функционально-смысловые типы речи






«Функционально-смысловые типы речи» ― именно так классифицируется тема задания А29. Формулировки этого задания в течение существования несколько менялись, но в последние 3 года это задание звучит так:

Какое из утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.
2) В предложениях 18-22 представлено повествование.
3) Предложение 25 разъясняет суждение, высказанное в предложении 24 текста.
4) Предложение 15 содержит описательный фрагмент.

Как видим, учащимся нужно прочитать фрагменты из текста и определить тип текста, используемый автором в них. Здесь-то и кроется коварство задания: во-первых, не всегда знания выпускников позволяют с легкостью определять тип текста; во-вторых, в тексте могут соседствовать разные типы текстов; в-третьих, некоторые сложные для восприятия тексты требуют от выпускников высокого уровня понимания и способности их анализировать. Знание отличительных характеристик разных типов текстов ― основа успешного выполнения задания А29.

Какие бывают типы речи?
Если говорить о стилях речи, то в ЕГЭ это обычно публицистический или художественный. Это, можно сказать, форма, в которую облечен текст. В каждом из них в зависимости от смысловой наполненности могут использоваться разные функциональные типы речи ― это содержательная часть текста. В русском языке существуют три типа речи:
·  повествование;
·  описание;
·  рассуждение.
Причем важно знать, что в чистом виде каждый из типов речи встречается не так уж часто. Обычно они употребляются автором в тесной взаимосвязи: именно такой прием способствует максимальной реализации авторского замысла.
Некоторые лингвисты настоятельно советуют выпускникам для лучшего понимания особенностей типов речи использовать приём условного фотографирования, проводя параллель между содержанием текста и процессом фиксирования фактов окружающей жизни на плёнке. Воспользуемся и мы этим наглядным методом распознавания речевых типов.

«Фотоплёнка»: Повествование
Повествование ― это функциональный тип текста, основанный на рассказе о событиях, происходящих в хронологической последовательности. Другими словами, это своеобразная фотоплёнка, где один за другим идут кадры, запечатлевшие происходящие события, череда картинок. Причём, в определенном хронологическом порядке. Другое дело, что автор может поменять местами начало и конец событий или неожиданно забежать вперед или вернуться в прошлое. В любом случае это будет повествование, рассказ о том, что произошло. Такой текст имеет свой сюжет.
Повествование ― это события, действия, поступки во времени. Уже это говорит о том, что преобладать в таком тексте будут глаголы, ярко выражающие активные действия. В первую очередь, это формы прошедшего времени совершенного вида. В повествовании часто встречаются и наречия времени и места: они выполняют функцию уточнения, обозначают образ действий.
Яркой отличительной чертой повествования является его структура. Традиционно это такие смысловые части:
― экспозиция (вступление, рассказ о том, что предшествовало основным событиям);
― завязка (начало действия);
― развитие действия (основное содержание текста);
― кульминация (самый напряженный момент действия);
― развязка (окончание действия).
Как уже говорилось выше, могут быть отступления от хронологии, что не должно сбивать выпускника.
Повествование может вестись как от третьего лица, так и от первого лица (использование личных местоимений первого лица (я, мы) и глаголов в форме 1-го лица). Подсказкой к определению повествования как типа данного текста может служить наличие таких литературных жанров: рассказа, повести, очерка, басни, сказки). Очень часто повествование присутствует в мемуарной литературе: воспоминаниях, письмах.
Вопросы, характерные для повествования:
Что делает (будет делать, делал, делал бы и т.д.)?
Какова последовательность событий (действий)?
Что произошло?
Что происходило сначала, а что ― потом?
Кто участвует в событиях и кто (что) производит действия?

«Фотокадр»: Описание
Описание ― это функциональный тип речи, выражающийся в перечислении свойств, характеристик, качеств разных объектов действительности: предмета, человека, животного, явлений природы и т. д. Точнее говоря ― это текст-описание предмета, описание состояния, описание места.
Проводя параллель с фотографированием, описание можно сравнить не с фотопленкой (в отличие от повествования), а с единственным фотокадром, на котором запечатлена одна целостная картина.
Композиция текста-описания обычно такова:
- общая информация об объекте описания;
- последовательное описание отдельных качеств, признаков частей и деталей объекта;
- вывод, авторская оценка.
Описание часто насыщено яркими языковыми выразительными средствами: эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями. Активно используются имена прилагательные, причастия, наречия, глаголы прошедшего времени несовершенного вида и настоящего времени. Синтаксические приемы описания ― это неполные и назывные предложения, согласованные и несогласованные определения.
Описание в чистом виде встречается редко. В экзаменационных тестах (как, впрочем, в любой литературе) описание часто является элементом повествования и рассуждения.
Вопросы, характерные для повествования:
Какой объект описывается?
Как он выглядит?
Какие признаки характерны для его отдельных частей?
Какой (данный предмет)?

«Нельзя сфотографировать?»: Рассуждение
Когда как бы мы ни старались, но даже мысленно «сфотографировать» то, что изложено в тексте нельзя, можно сделать вывод: перед нами текст-рассуждение. Содержание такого текста слишком сложно для рисования одной картины, ведь описание ― это функциональный тип речи, в котором изложена логическая цепочка суждений, умозаключений, мыслей автора на какую-то тему. Такой текст подразумевает утверждение или, напротив, отрицание факта, явления, понятия.
Рассуждение ― достаточно сложный по строению текст. Его композиция состоит из таких частей:
― тезис (проблема, мысль, умозаключение);
― аргументы, доказывающие тезис;
― заключение.
Отдельные предложения также имеют более сложное, чем в повествовании и описании, строение. Теперь это обилие обособленных конструкций: причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов предложения, вводных слов и конструкций, обозначающих последовательность мыслей (во-первых, следовательно, итак…). Широко используются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В ходе доказательства тезиса весьма актуальны слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Жанры, в которых можно легко встретить рассуждение: статья, рецензия, отзыв, письмо, выступление. Наиболее «любит» рассуждение публицистический стиль, но и в художественном стиле рассуждение занимает не последнее место.
Рассуждение ― тот тип текста, на который выпускнику нужно обращать особое внимание, ведь ему самому придется писать в части С сочинение-рассуждение, реализуя все правила и законы смыслового стиля речи.

3 совета о том, как определить тип речи текста
Представьте, в каком источнике мог использоваться данный текст: в учебнике, художественной литературе, журнале, газете, бытовом разговоре.
Определите способ обращения автора к читателям: поучение, рассказ, доказательство, выражение своего отношения, отражение своих взглядов или чувств.
Подумайте: идет ли в тексте речь…
… об одновременно присутствующих качествах предмета;
… о сменяемых событиях или действиях;
… о причинах и следствиях какого-либо явления.
Важно! Правильное определение типа текста в предложенном фрагменте поможет выпускнику при выполнении задания С. А именно ― во избежание фактической ошибки в работе, в уместном употреблении глаголов: «Автор рассуждает…» ― если речь идет о тексте-рассуждении: «Автор рассказывает…» ― если говорится о тексте-повествовании; «Автор описывает…» ― при работе с текстом-описанием.

Пример выполнения задания А29
Какое из утверждений является ошибочным?
Внимательно прочитываем весь текст и предложенные фрагменты. Последовательно рассматриваем каждый вариант утверждений, предложенных в задании.

В  1) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.

(7)В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды.
В данном фрагменте (художественный стиль) нет авторских умозаключений по какой-либо проблеме, нет аргументации тезиса, нет выводов. Но есть рассказ о событиях в хронологическом порядке, употреблено много глаголов в прошедшем времени ― это повествование, а не рассуждение. Утверждение о том, что это рассуждение, ошибочно. Этот ответ и есть правильный, его и выбираем.
Ответ найден, но размышления над остальными ― обязательно.

В  2) В предложениях 18-22 представлено повествование.

(18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. (21)Ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам... 
Да, это повествование: последовательный рассказ о событиях, обилие глаголов совершенного вида в прошедшем времени. Ярко проявляется типичная для повествования композиция: завязка, развитие действия, развязка. Данное утверждение не ошибочное, его не выбираем.

3) Предложение 25 разъясняет суждение, высказанное в предложении 24 текста.

(24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов.
Утверждение верное. Второе предложение ― это объяснение того, о чем говорится в первом. Этот вариант ответа не выбираем.

4) Предложение 15 содержит описательный фрагмент.

(15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.
В «тусклых печальных глазах», «не было ни злобы…» ― это описательные фрагменты. Утверждение верное, значит, этот вариант ответа не выбираем.
Таким образом, мы доказали, что ответ под номером 1 ― правильный. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий