БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

пятница, 13 сентября 2013 г.

Проблема исходного текста


О самом главном - о проблеме 



К 1
Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста
*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1 - К4 оценивается 0 баллов
0


Проблема – это сложный теоретический  или практический вопрос, требующий решений, исследования. Проблематика – совокупность проблем.
Выявить проблему – значит определить вопросы, поставленные автором текста.
ОСНОВНАЯ  ПРОБЛЕМА – это та,
• которая стала предметом раздумий автора;
• к которой он неоднократно возвращается;
• по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Два способа формулировки проблемы исходного текста:
     - проблема «чего», «кого» (проблема отцов и детей; поднимается проблема одиночества и др.);
     - в виде вопроса (при условии, что невозможно сформулировать 1 – 2 словами; например: Возможно ли органическое сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст (статья).


К фактическим ошибкам, связанным с пониманием текста, относятся следующие нарушения:
- подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте (например: «А то, что Август был скуп, – это плохо...» или «Август жалел денег на награды»  при исходной фразе «Август был скуп на почетные награды, он говорил, что деньги всегда можно найти, а репутацию государственной награды восстановить нельзя...»);
- неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в исходном тексте («повесть Гоголя «Вий» – образец реализма»)

Исходный текст
(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
- (3)Ты читал «Тома Сойера»?
- (4)Нет.
- (5)А «Вия»?
- (6)Нет.
- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.
(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты  и вовремя прочесть  все эти прекрасные книги.
(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
- (20)«Войну и мир» читал?
- (21)Смотрел в кино.
- (22)А «Белые ночи»?
- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.
(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (По С. Михалкову)

«Ключи» для экспертов:
Основные проблемы:
1) роль чтения в детстве – в период становления личности человека;
2) проблема влияния книги на судьбу человека.

Задание. Сравните и оцените по К1 приведенные ниже фрагменты сочинений учащихся по тексту С. Михалкова. Сравните с оценкой профессиональных экспертов.

Фрагмент 1. Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве.
Фрагмент 2. Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтет в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?
Фрагмент 3. Прочитав этот текст, я еще раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность.
Фрагмент 4. Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков, такова: дети в настоящее время не читают книг.
Фрагмент 5. В своем тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?
Фрагмент 6. В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо.
Фрагмент 7. Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, - духовная бедность людей, не читающих книг. 
Фрагмент 8. В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого духовного мира.
Оценка  экспертами фрагментов сочинений по К1 и ее обоснование
К фрагментам сочинений 1, 2. Оценка – 1балл. В приведенных примерах экзаменуемый верно сформулировал одну из несколько проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
К фрагментам сочинений  3 – 8. Оценка – 0 баллов. В приведенных примерах экзаменуемый не смог верно определить ни одну из проблем исходного текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий