БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

воскресенье, 20 октября 2013 г.

ЧАСТИ РЕЧИ

Задание А11. 
Задание В2.

Знание темы "Части речи" необходимо при выполнении многих заданий по русскому языку.
Особое внимание!!!

Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.

Выражаю благодарность авторам и издательству.


               Задания А11 и В2 одинаковы по формулировке: «ЧАСТИ РЕЧИ», поэтому будем их рассматривать в комплексе.

Образец формулировки задания А11: укажите предложение, в котором есть производный предлог.

... 2) Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. 3) Но живые организмы способны защищаться от  неблагоприятных воздействий. 4) Они сохраняют стабильность внутренней системы благодаря тому, что способны адаптироваться. 5) Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление функций организма к изменению окружающей среды.
1) 2      2) 3      3) 4      4) 5
     Надеемся, ваш ответ 4 (производный предлог БЛАГОДАРЯ).
     Образец формулировки задания В2: из предложений 7–10 выпишите частицы.
(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюм? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?
Ваш ответ: именно, ли? Верно.

Что требуется от учеников: знание морфологии (частей речи).
Что следует знать выпускникам для правильного выполнения задания: повторить все части речи. Нужно отметить, что чаще всего у учащихся возникают проблемы с умением правильно определить в тексте имена прилагательные, причастия, местоимения, наречия, союзы, частицы.

1. Прежде всего рекомендуем вам повторить тему «Разряды местоимений», потому что она востребована также в задании В7.

Разряды местоимений
Примеры
Личные местоимения
Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.
Личные местоимения склоняются (достаточно часто в заданиях ЕГЭ требуется найти личное местоимение, употреблённое в тексте не в начальной форме, а в косвенном падеже):
я – у меня – мне – со мной, мною – обо мне;
ты – у тебя – тебе – с тобой, тобою – о тебе;
он – его, у него – ему, к нему – с ним – о нём;
мы – нас – нам – нами – о нас;
вы – вас – вам – вами – о вас;
они – их, у них – им, к ним – ими, с ними – о них.
Запомните:
- грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас;
- «у неё», а не «у ней».
Возвратное местоимение
Себя.
Не имеет форм именительного падежа, рода, числа.
Вопросительные местоимения
Кто? какой? что? чей? сколько? каков? который?
Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях.
Относительные местоимения
Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который.
Относительные местоимения, как братья-близнецы, похожи на вопросительные. Но у них другое назначение: они служат для связи простых предложений в составе сложноподчинённых (присоединяют придаточную часть к главной).
Неопределённые местоимения
Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и др.
Помните:
1. С приставкой кое- и суффиксами то-, либо-, нибудь- неопределённые местоимения пишутся через дефис.
2. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова (кое у кого, кое с чем).
3. В неопределённых местоимениях приставка НЕ- всегда находится под ударением.
Отрицательные местоимения
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении, а под ударением – НЕ-. Отрицательные местоимения употребляются с НЕ и НИ раздельно, если при них есть предлог: ни с кем, не с кем, ни у кого, не у кого, ни у какого.
Притяжательные местоимения
Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Эти вопросы помогают различить притяжательные местоимения его, её, их и сходные с ними по звучанию личные.
Сравните:
·       Увидел её (кого?) – личное местоимение.
·       Её шаль (чья?) лежала на кресле – притяжательное местоимение.
Указательные местоимения
Тот, этот, такой, таков, столько, сей.
Определительные местоимения
Весь (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, другой, иной.
Важно! Необходимо помнить о том, что союзные слова выражаются относительными местоимениями. Например, вам нужно определить, к какой части речи относится слово КОТОРАЯ в следующем предложении:
Несчастна та страна, которая нуждается в героях (Бертольд Брехт). Которая это союзное слово, выраженное относительным местоимением, является средством связи придаточной части СПП с главной частью.
2. Для правильного выполнения заданий А11 и В2 нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия.
ПРИЧАСТИЕ. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначает признак предмета по действию: летящий шар = шар, который летит; написанное сочинение = сочинение, которое написали.
Причастие имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (род, число, падеж). Изменяется по родам, числам, падежам.
Причастия бывают действительными (предмет САМ производит действие): летящая птица (птица сама летит) и страдательными (предмет испытывает действие на себе, т.е. страдает): съеденное пирожное (пирожное кем-то съедено).
Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов –УЩ-, -ЮЩ- (от глаголов I спр.) и –АЩ-, -ЯЩ- (от глаголов II спр.): тающий снег, клеящий карандаш.
Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –ВШ-, -Ш-: игравший, нёсший.
Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов –ОМ-, -ЕМ- (от глаголов I спр.) и –ИМ- (от глаголов II спр.): рассматриваемый текст, видимые фигуры.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –НН-, -ЕНН-, -Т-: услышанный, увиденный, взятый.
Таким образом, причастия в тексте можно опознать по суффиксам (приведены выше).
Особо обратите на суффикс страдательных причастий прошедшего времени -Т-, т.к. учащиеся обычно с трудом находят причастия с этим суффиксом: задвинуТый стул, дверь заперТа, открыТое окно, калитка закрыТа.
Причастия имеют полную и краткую форму: переведённый – переведён, созданный – создана, запертый – заперты. Это касается, в первую очередь, страдательных причастий прошедшего времени.
Причастия могут быть как одиночными (распускающиеся цветы), так и распространёнными (ученик, награждённый дипломом).
Полные причастия в предложении чаще всего выполняют роль согласованного определения (бушующее море), краткие страдательные – сказуемого (здание построено).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Совмещает признаки глагола (вид) и наречия (неизменяемость). Деепричастие – неизменяемая часть речи и не имеет окончания. Бывают совершенного и несовершенного вида (улыбаясь, покрасив).
Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов –А-, -Я-: крича, блестя. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –В-, -ВШИ-, -ШИ-: пискнув, умывшись, принесши.
Деепричастия могут быть как одиночными (говорил улыбаясь), так и распространёнными (птица парила, высоко поднявшись в небо).
Деепричастия в предложении выполняют роль обстоятельства: Луна, всплывая на небо, вмиг осеребрила всю окрестность.

Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий
1. Задайте к указанному слову смысловой вопрос:
·       какой? какая? какое? какие? – вопросы причастия;
·       что делая? что сделав? – вопросы деепричастия.
2. Найдите в указанном слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:
·       –УЩ-, -ЮЩ-, –АЩ-, -ЯЩ- - суффиксы действительных причастий настоящего времени;
·       –ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий прошедшего времени;
·       –ОМ-, -ЕМ-, –ИМ- - суффиксы страдательных причастий настоящего времени;
·       –НН-, -ЕНН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий прошедшего времени;
·       –А-, -Я- - суффиксы деепричастий несовершенного вида;
·       –В-, -ВШИ-, -ШИ- - суффиксы деепричастий совершенного вида.
3. Определите, от какой части речи образовано данное слово:
·       если слово от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, т.к. и причастие, и деепричастие образуются только от глагола;
·       если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, перечисленным в пунктах 1, 2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.
3. Необходимым условием для правильного выполнения заданий А11, В2 является также умение различать 
имена прилагательные и причастия.
имена прилагательные
ПРИЧАСТИЯ
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? каков? и обозначают признак предмета: раннее утро, осенняя листва.
Причастия отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета по действию: жужжащая пчела (пчела, которая жужжит); написанное сочинение (сочинение, которое написано).
Имена прилагательные образуются с помощью следующих основных суффиксов: -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -еват-, -евит-, -овит-, -еньк-,-оньк-,  -ск-, -к-, -чат-, -н-,-ин-, -ан-, -енн-, -онн- и др.
Правдивый, обидчивый, речевой, синенький, лёгонький, морской, вязкий, сонный, воробьиный, кожаный, утренний, экзаменационный.
Причастия образуются с помощью специфических суффиксов, которых нет у прилагательных: –ущ-, -ющ-, –ащ-, -ящ-, –вш-, -ш-, –ом-, -ем-, –им-, –нн-, -енн-, -т-.
Имя прилагательное никогда нельзя заменить конструкцией который + глагол: унылые люди, невнимательный ученик.
Причастие можно заменить конструкцией который + глагол: подавленные ягоды (ягоды, которые подавили), цветущий сад (сад, который цветёт).
Образец рассуждения:
1. Слово СПОСОБЕН на первый взгляд похоже и на причастие, и на прилагательное. Шаг первый: пробуем заменить его следующей конструкцией: тот, который способный. Не получается. Шаг второй: в словообразовательной цепочке этого слова нет глагола. Таким образом, слово СПОСОБЕН – прилагательное в краткой форме.
2. Сравним: непонятное нам правило и не понятое нами правило.
Непонятное ← понятное ← понятие. Слово непонятное образовано от прилагательного понятное, которое, в свою очередь, образовано суффиксальным способом (при помощи суффикса –Н-) от существительного понятие (способ словообразования суффиксальный с одновременным усечением производящей основы). Также обратим внимание на суффикс –Н- в слове непонятное: причастия при помощи этого суффикса не образуются. Т.о., слово непонятное – имя прилагательное. Кстати, этим объясняется его слитное написание с НЕ: наличие зависимого слова (непонятное НАМ) на правописание НЕ с прилагательными не влияет.
Не понятое нами правило. Слово понятое образовано от глагола понять при помощи суффикса –Т-. Его можно заменить конструкцией который + глагол: правило, которое не поняли. Итак, не понятоестрадательное причастие прошедшего времени. В сочетании не понятое нами правило НЕ пишется с причастием раздельно при наличии зависимого слова (нами).
3. Незаметная тропинка. Довольно часто учащиеся определяют слово незаметная как причастие, считая, что оно образовано от глагола заметить при помощи суффикса –Т-. Это неверное обоснование: слово незаметная имеет в своём составе суффикс –Н-, который не характерен для полных страдательных причастий, которые образуются только при помощи суффиксов –НН-, -ЕНН-.

4. Часто возникают трудности в различении 
кратких причастий и наречий.

Краткие имена прилагательные
Наречия
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Поэтому вопрос к прилагательному мы задаём чаще всего от существительного, которое им характеризуется.
Наречие – часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Поэтому вопрос к наречию мы задаём чаще всего от глагола.
Краткие прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Наречие отвечают на вопросы как? где? когда? куда? зачем? в какой степени и др.
Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
Наречия в предложении являются обстоятельствами.
Зимнее солнце (каково?) неласково.
Ёлка (какова?) невысока.
Возражение (каково?) неубедительно.
Пятна (каковы?) незаметны.
Лес встретил нас (как?) неласково.
Прыгнул (как?) высоко.
Оправдывался (как?) неубедительно.
День прошёл (как?) незаметно.
5. Повторим тему «Разряды имён прилагательных».

Качественные
Относительные
Притяжательные
Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени: светлый – светлее.
Обозначают такой признак предмета, который не может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
деревянный дом, глиняная кружка.
Обозначают принадлежность владельцу – лицу или животному – и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Лисья нора,
бабушкин дом.
Образуют степени сравнения:
более светлый,
самый светлый.
Обозначают материал, из которого сделан предмет, временные, пространственные, признаки предмета:
песчаный, вчерашний, январский, здешний, городской.
Имеют суффиксы –ОВ-,
-ЕВ-, -ИН-, -ЫН-, -ИЙ-, -Й-:
отцов, сестрин, волчий.
Образуют краткую форму: светел, светла.
Не образуют краткой формы.
Не образуют краткой формы.
Могут сочетаться с наречиями меры и степени очень, чрезвычайно, слишком и др.: очень светлый, чрезвычайно добрый.
Не сочетаются с наречиями меры и степени.
Не сочетаются с наречиями меры и степени.
От качественных прилагательных могут образовываться сложные прилагательные путём их повтора:
светлый-светлый.
Не образуют сложных прилагательных путём их повтора.
Не образуют сложных прилагательных путём их повтора.
НЕ в них может быть приставкой: недобрый.
НЕ в них не может быть приставкой, т.к. они всегда пишутся с НЕ раздельно:
не вчерашний,
не здешний.
НЕ в них не может быть приставкой, т.к. они всегда пишутся с НЕ раздельно:
Не муравьиный,
не дедушкин.
6. При подготовке к выполнению заданий А11, В 2 важно повторить тему «Частицы», т.к. знание морфологических особенностей этой части речи широко востребовано на ЕГЭ.

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение.
Частицы делятся на два группы:
·       формообразующие;
·       смысловые.
Разряды смысловых частиц:
1. Указательные
Вот (а вот),
вон (а вон)
Вот мой дом родной.
Вон там мой дом.
2. Уточняющие
Именно, как раз, точно, ровно.
Именно это я и хотел сказать.
Как раз эту книгу я и хотел купить.
Это был точно Вадим.
Завтра ровно в 12 часов отъезжаем.
3. Выделительно-ограничительные
Лишь, только,
только лишь, почти, исключительно, единственно,
разве лишь
Лишь это задание я смог выполнить.
Хочу только предупредить вас.
Она только лишь о нём и говорит.
Он почти ничего не ест.
Я это делаю исключительно ради тебя.
Это единственно правильное решение.
Он ничего не делает, разве лишь молчит.
4. Усилительные
Даже, же, ведь, всё-таки, ни, всё, всё же
Вы даже представить себе не можете!
Скажите же что-нибудь!
Ведь вы ничего не выучили!
Она всё-таки не любит его.
Куда ни глянь, всюду мусор.
Как волки ни корми, всё в лес смотрит.
Но всё же я постараюсь найти ответ.
5. Вопросительные
Ли, разве, неужели
Прочитали ли вы эту повесть?
Разве ты не будешь обедать?
Неужели ты совсем не хочешь есть?
6. Отрицательные
Не, ни
Не презирай совета ничьего!
Вокруг ни души!
7. Частицы, выражающие сомнение
Вряд ли, едва ли
Вряд ли это возможно.
Едва ли мы успеем.
8. Восклицательные
Что за, как
Что за прелесть эти сказки!
Как жаль её!
9. Частицы, выражающие смягчение требования
Ка-
Скажи-ка, который час?
Формообразующие частицы
1. Образуют форму условного наклонения глагола
Ты хотел бы поехать в Китай?
2. Образуют форму повелительного наклонения глагола
Пусть всегда будет солнце!
Давай пожмём друг другу руки!
Давайте жить дружно!
Да скроется тьма!
3. Образуют степени сравнения прилагательных и наречий
Менее аккуратный человек
Писать более аккуратно.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
1. Слово ЛИ может выступать как в роли вопросительной частицы, так и в роли подчинительного союза, присоединяющего придаточную изъяснительную часть:
·     Пойдём ли мы на концерт? ЛИ – вопросительная частица, образует вопросительное предложение.
·       Всем было интересно узнать, победит ли наша команда. ЛИ – подчинительный союз, присоединяет придаточное изъяснительное (победит ли наша команда).
2.  Слово И может выступать как в роли усилительной частицы, так и в роли сочинительного союза:
·       Если И соединяет однородные члены предложения или простые предложения в составе сложносочинённого, то это сочинительный союз: Дурному человеку свойственно хвалить и порицать одно и то же.
·       Если И не соединяет однородные члены предложения или простые предложения в составе сложносочинённого, то является усилительной частицей: Что и требовалось доказать.

7. Предлог как служебная часть речи

     Предлоги по своему происхождению делятся на непроизводные и производные.
     Непроизводные – это предлоги, потерявшие связь со словами, от которых они образованы: без, вы, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через, из-за, из-под и др. Как правило, непроизводные предлоги состоят из одной, двух, трёх, четырёх букв.
     Производными являются предлоги, образованные от других частей речи:
·       наречные: впереди, вдоль, внутри, возле, вокруг, мимо, напротив, около, посреди, после, навстречу, прежде, подобно, согласно, вплоть до, рядом с, независимо от и др.;
·       отыменные: посредством, путём, вследствие, в течение, в заключение, в продолжение, в силу, за исключением, по причине, ввиду, в виде, насчёт, наподобие, с целью, по причине, по поводу, по случаю, в отношении, в области, по части и др.;
·       отглагольные: благодаря, включая, исключая, спустя, судя по, начиная с, несмотря на, невзирая на и др.
Часто возникают трудности различения исходной части речи и предлога. Можно ориентироваться на следующее правило: если это производный предлог, то слово, к которому оно относится, приобретает какую-либо падежную форму. Сравните:
Предлог
Наречие
Обвить косу вокруг головы.
Глядеть вокруг изумлёнными глазами.
Проходим мимо дома.
Тучи плывут мимо.
Мы остановились около сквера.
Привязал к дереву коня и лёг около.
Двигаться впереди колонны.
Ехать впереди.
Остановиться вблизи памятника.
Остановиться вблизи.
Спешить навстречу опасности.
Поворот при отсутствии движения навстречу.
7. Союзы и союзные слова.

Сочинительные союзы
Соединительные
Противительные
Разделительные
И, ДА (в значении И), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ
А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
ИЛИ (ИЛЬ), ТО-ТО,
НЕ ТО-НЕ ТО,
ТО ЛИ-ТО ЛИ
- Учитесь на своих ошибках, признавайте их и двигайтесь дальше (Стив Джобс).
- Только тот по-настоящему счастлив, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать (Гёте).
- Превозмогать себя и возвращаться к себе – тоже проявлять истинную человечность (По Конфуцию).
- Вещи невидимые, непознанные порождают в нас большую веру, также сильнейший страх (Цезарь).
- Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком (Эйнштейн).
- Тысяча путей ведёт к заблуждению, да к истине – только один (Руссо).
- Великий человек совершает великие дела, зато хороший человек делает дела на века.
- Огонёк интеллигентности надо поддерживать, чтение же является его топливом (Лихачёв).
- В следующий раз сделай или лучше, или по-другому (Китайская мудрость).
- Неизвестно, откуда занесён удар: то ли из тучи молнией судьба грозит, то ли кто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (По Шукшину).
- Бабушка занята своим делом: не то штопает, не то шьёт (Олеша).
Помните, что сочинительные союзы выполняют две функции: они могут соединять между собой однородные члены или простые части в составе сложносочинённого предложения.
·       Вот Марковна и старается, раскатывает тесто И велит отнести его на лёд. Предложение простое, осложнённое однородными сказуемыми, которые соединены сочинительным союзом И. (Запятая перед союзом И не ставится).
·       Пришла весна, И соловьёв купают, а то и петь не будут. Это сложносочинённое предложение, состоит из трёх частей. Первое и второе простые предложения связаны при помощи соединительного союза И, второе и третье – при помощи противительного союза А. Все простые части разделяются запятыми.

ПОДчинительные союзы и Союзные слова
     Используются для присоединения придаточных частей к главным в составе сложноподчинённых предложений.
     Среди союзных средств выделяются три группы:
Слова, которые всегда являются союзными словами
Слова, которые всегда являются союзами
Слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово
Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько
Времени: пока, пока не,
с тех пор как, до тех пор…
Цели: чтобы, с тем чтобы, для того чтобы…
Условия: если, если бы, раз…
Причины: потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, вследствие того что…
Уступки: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что, вопреки тому что, кто ни, как ни, когда ни…
Следствия: так что.
Сравнения: как, слово, точно, будто, как будто.
Что, когда, как.
- Говорили о том, когда начнётся приём апелляций (когда – союзное слово).
- Они уехали, когда все уже спали  (когда – союз).

- Мы знаем, как успешно подготовиться к экзамену (как – союзное слово).
- Мы видели, как к школе подошли наши родители
(как – союз).

Разграничивать подчинительные союзы и союзные слова позволяет следующий приём:
·       подчинительный союз можно убрать из предложения без искажения его смысла (правда, тогда это уже будет не сложноподчинённое, а бессоюзное сложное предложение);
·       союзное слово без изменения смысла предложения убрать нельзя.
Сравните:
1. Я знаю, что скоро пойдёт дождь. (Я знаю: скоро пойдёт дождь). ЧТО подчинительный союз, его можно убрать из предложения. Членом предложения не является.
2. Я понимаю, что тебя привлекает в этом человеке. ЧТОсоюзное слово, выраженное относительным местоимением, его нельзя убрать из предложения. Союзное слово ЧТО является в этом предложении подлежащим.
Союзные слова выражаются относительными местоимениями или местоимёнными наречиями КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ и др.
Рассмотрите приведённую ниже таблицу, в которой указаны подчинительные союзы и союзные слова, которые используются в СПП. Эта таблица поможет вам также подготовиться к выполнению заданий А10 «Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи» и В6 «Сложное предложение».

Вид придаточного
Вопросы
Средства связи
Значение придаточного
Пример
Определи-
тельное
Какой? Какая? Какое? Какие?
Союзные слова который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда
Является определением
по отношению к существи-тельному или местоимению в главной части
- Не надо утомлять друзей шутками и остротами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям.
- Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.
Изъясни-тельное
Вопросы косвенных падежей
Союзы что, как, ли, будто, чтобы.
Союзные слова что, как, кто, какой, где, откуда…
Относится к глаголу в главной части и выражает добавочное разъяснение
- Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными.
Образа действия, меры и степени
Как? Каким образом? В какой степени?
Союзы как, словно, точно, будто, как будто…
Союзные слова как, сколько…
Относится к глаголу,наре-чию, сущест-вительному в главной части и выражает значения об-раза дейст-вия, степени
- Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место.
Места
Где? Куда? Откуда?
Союзные слова где, куда, откуда
Уточнение места действия
- Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе.
Времени
Когда? Как долго?
С каких пор?
Союзы когда, едва, пока, лишь, с тех пор как, в то время как, прежде чем…
Уточнение времени действия
- По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня.
Условия
При каком условии?
Союзы если, если бы, раз, ежели, коли, когда бы…
Указание на условие, при котором происходит действие, названное глаголом-сказуемым
- Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, он невоспитанный человек.
Причины
Почему? Отчего?
Союзы потому что, оттого что, так как, из-за того что, ибо…
Разъяснение причины
- …я обращаюсь главным образом к мужчине, главе семьи, потому что женщине действии-тельно нужно уступать дорогу… не только в дверях.
Цели
Зачем? Для чего? С какой целью?
Союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы
Назначение действия, названного глаголом-сказуемым
- …не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом, чтобы у хозяев не было опасений.
Сравнитель-ное
Как?
Союзы как, словно, точно, будто, как будто, подобно, подобно тому как…
Сравнение двух действий, состояний
- Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем врать, юлить, обманывая тем самым прежде всего самого себя.
Уступитель-ное
Несмотря на что?
Вопреки чему?
Союзы хотя, хоть, пусть, пускай, несмотря на то что.
Союзные слова что ни, кто ни, как ни, где ни, когда ни
Указание на то, вопреки чему совершается действие
- Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям.
Следствия

Союз 
так что
Следствие, вывод, заключение
- Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых».
Присоедини-тельное

Союзные слова что (в им. и косвенных падежах), почему, зачем, отчего
Дополнитель-ная информация, замечания
- Мы в коридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

Комментариев нет:

Отправить комментарий