БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

среда, 2 октября 2013 г.

Пишем часть С

NOTE  BENE:
рекомендации по подготовке к выполнению части С


Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.
                Формулировка задания:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив авторскую позицию по одной из рассматриваемых в нём проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
·         критерии оценивания части С (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения, ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);
·         план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению задания части С;
·         речевые клише, позволяющие правильно формулировать и вводить в текст сочинения-рассуждения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию автора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения;
·         типичные речевые и грамматические ошибки, которые не следует допускать в сочинении-рассуждении по данному тексту.
1. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Критерии оценивания ответа на задание С1
Баллы
I
Содержание сочинения

К1
Формулировка проблем исходного текста


Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
0
К2
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована,
но
в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста
1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована
или
прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,
или
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент
исходного текста
0
К3
Отражение позиции автора исходного текста


Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована
0
К4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме


Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
3
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),
или
привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы
2
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт
1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,
или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:
«Я согласен / не согласен с автором»),
или
мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
0
II
Речевое оформление сочинения

К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
К6
Точность и выразительность речи


Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает
только в случае, если высший балл получен по критерию К10
2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием
грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли
1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и
однообразием грамматического строя речи
0
III
Грамотность

К7
Соблюдение орфографических норм


орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущено не более 2-х ошибок
2
допущено 3–4 ошибки
1
допущено более 4-х ошибок
0
К8
Соблюдение пунктуационных норм


пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущено 1–3 ошибки
2
допущено 4–5 ошибок
1
допущено более 5-и ошибок
0
К9
Соблюдение языковых норм


грамматических ошибок нет
2
допущено 1–2 ошибки
1
допущено более 2-х ошибок
0
К10
Соблюдение речевых норм


допущено не более 1 речевой ошибки
2
допущено 2–3 ошибки
1
допущено более 3-х ошибок
0
К11
Соблюдение этических норм


этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
К12
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале


фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)
23

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и
оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более 2-х ошибок;
К8 – допущено 1–3 ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается.
_______________________
1 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст
рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы
определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

2. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
     Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемым к выполнению части С:
1) Сформулировать проблему.
2) Прокомментировать проблему.
3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце):
·         первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;
·         второй аргумент – из собственных знаний и жизненных наблюдений.
6) Итоговый вывод (заключение).
Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.
3. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания
1) Формулировка проблемы
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Довольно часто в тексте рассматривается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая
·         находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, т.е. является главной, а не второстепенной;
·         даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, т.е. соответствовать его читательскому и жизненному опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы
Примеры
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения).
    Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN.
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема чего?
    Автор данного текста рассматривает проблему (чего?) отцов и детей.
    Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.
    В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества.
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы:
·         В своём тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?).
·         Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).
·         Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема.
Примечание.
Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте писателя NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему (чего?)…
Пример возможного начала сочинения-рассуждения:
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:
·   помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.
Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».
·   Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако поднятые в них проблемы нередко повторяются. Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в этом вопросе.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.
1. Взаимоотношения отцов и детей.
·    Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
·    Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
·    Проблема предательства детьми своих родителей.
2.      Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
·  Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
·  Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
·  Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детств?).
3.      Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
·  Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
·  Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
·  Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
·  Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
·  Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
·  Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство.
·  Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
·  Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
·  Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
·  Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство.
·  Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
·  Проблема защиты чести и собственного достоинства.
·  Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми.
            ·   Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
·  Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
·  Проблема истинной дружбы.
·  Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
·  Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
·  Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира.
·  Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
·  Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека.
·  Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
·  Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
·  Проблема одинокой старости.
10.    Человек и искусство.
·  Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
·  Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
·  Проблема восприятия музыки человеком.
11.    Отношение человека к миру природы.
·  Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
·  Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
·  Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
·  Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
·  Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12.    Бережное отношение человека к языку.
·        Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13.    Человек и власть, которой он наделён.
·        Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14.    Сострадание окружающим.
·        Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
·        Проблема действенного сострадания.
·        Проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15.    Отношение человека к войне.
·        Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
·        Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
·        Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
·        Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
·        Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
2) Комментарий проблемы
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Можно выделить два типа комментария.
Тип комментария
Примеры комментария каждого типа
1) Текстуальный – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответ на следующие вопросы:
·                Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме?
·                Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
·                Какие поступки совершает герой и как его это характеризует?
·                Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
·                Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
    Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.
    Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу,
Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее забыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.
2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы текста (рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
·                Как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме?
·                К какой категории относится поднятая автором текста проблема (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)?
·                Насколько актуальна в наши дни эта проблема?
·                Почему эта проблема относится к разряду вечных?
·                Кому и каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
·                Традиционна ли данная проблема или нова?
·                Если традиционна, то какие точки зрения существуют по её поводу?
·                Если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы?
    Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.
    Приводя нравственные оценки военных действий своими героями,
Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссии уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

     Примечания:
     1) Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).
     2) Комментарий – не пересказ, не цитирование, а постижение авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
     Речевые клише для введения текстуального комментария:
·        Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о… /повествует о…/приводит факты…/; на примере из жизни великого учёного NN показывает, что…
·        Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о…
·        Особенно грустно/страшно, по мнению автора, то, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
·        Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошёл её вниманием…
·        Действительно, проблема… очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей о том, что… Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к…
·        Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно/недавно доказано:… Вот почему указанная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены:…
Типичные ошибки при написании комментария:
·        Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Комментарий – не пересказ, не цитирование, а постижение авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
·        Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной/нравственной/философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах исходного текста.
·        Формулируется одна проблема, а комментируется другая.
·        Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далёких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности, так как это задание уже 7 лет как вынесено в задание В8. При проверке сочинения экспертам предоставляется среди прочих документов распечатанное задание В8 для того, чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания.
3) Позиция автора
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, над которой он размышляет.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. 
Речевые клише, используемые при выражении позиции автора
Авторская позиция может быть отражена через
Примеры
1) Рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов её решения
1) Позиция автора текста выражается ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идёт цитата из текста). NN уверен: (далее идёт разъяснение цитаты).
2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении (далее идёт цитата из текста). NN утверждает, что…
3) Точка зрения автора на проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идёт цитата из текста). NN считает, что (далее идёт разъяснение цитаты). По мнению NN,… (далее идёт разъяснение цитаты).
2) Разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чём он говорит
1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает то, что…
2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что…
3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что… NN уверен:…
4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что…
5) Автор текста не выражает прямо своего отношения к этой проблеме, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…
3) Обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис
1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что…
2) Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…
4) Обращение к выводам, формулировке основной авторской идеи
1) Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что…
2) Эти аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что…
3) Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… Он убеждён:…
     Авторская позиция может быть выражена ПРЯМО (в текстах научного и публицистического стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и иногда публицистического стилей).
     В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ художественного текста, позволяющий вербализировать позицию автора. Для того чтобы понять позицию автора художественного текста, задайте себе ряд вопросов:
·         О чём говорит автор?
·        Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию.
·        Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
·        Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
·        Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять позицию автора?
Речевые клише, используемые для ПРЯМОГО и КОСВЕННОГО выражения позиции автора
Авторская позиция выражена ПРЯМО
Авторская позиция выражена КОСВЕННО
·                 Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «...». NN убеждён:…
·              Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
·              Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…
     Рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора:
·        позицию автора следует формулировать кратко, двумя-тремя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его;
·        при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

4) Формулирование собственного мнения
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ… (далее идёт пример-аргумент).
2) Я согласен с автором текста в том, что… (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»…
3) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что… (далее идёт формулировка важного тезиса).
4) Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.
У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она…
5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (далее идёт авторский тезис, вывод).
К сожалению, в наше время часто… (далее идёт пример-аргумент).
Для того чтобы выразить несогласие (полное или частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:
1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)…, но с другой -… (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что… (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения…
3) Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что… (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что… (далее идёт мысль автора + свой аргумент).  
5) Доказательство собственной точки зрения
Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе:
·        жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций;
·        читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из наблюдений над поведением и поступками героев.
В сочинении-рассуждении можно использовать следующие типы аргументов:
·         - примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
·         поучительные события из жизни выдающихся личностей;
·        -  примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);
·         - ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
·         - цитата из авторитетного источника;
·        -  выводы науки и статистические данные;
·         - события из жизни страны, общества;                                - обсуждаемые в средствах массовой информации актуальные проблемы современности.
Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.
В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:
·         тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
·         аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
·         вывод (общий итог).
Речевые клише для введения в текст сочинения-рассуждения аргументации собственной точки зрения
А) первый аргумент
·        В доказательство справедливости всего сказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении… главную героиню отличает…
·        Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN (указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении…
Б) второй аргумент
·        Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является ещё одним аргументом в пользу того, что…
·        Приведу ещё один литературный пример, который показывает…
·        О том, как важно…, говорит в своём рассказе/повести писатель NN.
·        У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость/важность… (далее идут примеры-аргументы).
Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых при аргументации собственной точки зрения:
·         Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
·        Надо помнить, что при обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создаётся доказательная база.
·        Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части С эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте. (Помните о том, что за приведение одного литературного аргументы вам засчитывается два балла, а аргумент, основанный на жизненном опыте, оценивается в один балл).
·        В аргументах, даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм.
6) Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
Типичные цели заключения
Примеры
1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении
В заключение сказанного ещё раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причинённое своим близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2) дать оценку сказанному, чётко высказать своё мнение
Всё сказанное позволяет сделать вывод: русский язык несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. Не обесценивайте бесценное! Экология языка – наш долг перед прошлым и будущим!
3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников.
4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию
В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки правилам чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом нужно помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.

Образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии  с критериями оценивания части С
Исходный текст №1
Сочинение
   (1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты – счастье, три комнаты – большое счастье, четыре – просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.
   (3)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт – то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?
   (7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?
   (11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни.
   (14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга – левой прифронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17) Активность этой зоны –показатель на удивление постоянный: 
учёные проводили измерения с промежутком до 7лет, и уровень активности оставался прежним. (18) Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19) У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.
   (20) Но как быть тем, чья левая прифронтальная зона не так активна? (21) Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22) К чему тогда все усилия? (23) Зачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?
(По Н. Коршуновой)
   Как каждый из нас понимает, что такое счастье? Достижимо ли оно? Эти и другие вопросы рассматриваются в тексте публициста Н. Коршуновой. Наиболее детально автор размышляет об умении человека быть счастливым.
   Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Н. Коршунова приводит данные, которые получены в ходе научных исследований, проведенных психологами Робертом Мак-Креем и Ричардом Дэвидсоном. Оба этих учёных пришли к выводу о том, что способность быть счастливым является у человека врождённой и обусловлена генетически. Поэтому, как считают исследователи, оптимистичные и жизнерадостные от природы люди гораздо чаще бывают довольны своей жизнью, чем те, кто имеет угрюмый характер.
   Позиция автора текста, на мой взгляд, не выражена конкретно и однозначно. Ощущается некоторый пессимизм публициста, о чём свидетельствует ряд вопросов без ответов в финале текста. В то же время мне представляется, что эти вопросы призывают читателя к размышлению о сложности достижения человеком счастья.
   Уважая позицию Н. Коршуновой, позволю себе не разделить  
пессимистическое настроение автора. В тексте есть её же утверждение о том, что «уровень счастья» человека «связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни». Энергичным, любящим жизнь людям гораздо легче испытывать ощущение счастья, а пессимисты всегда будут чем-нибудь недовольны. 
   В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Главная героиня этого произведения – Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, природе, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжёлый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.
   В отличие от Наташи Ростовой старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина постоянно недовольна жизнью. Этой героине всякий раз мало того, что делает по её приказу золотая рыбка. Даже когда старуха стала царицей, она снова захотела большего. Как и всякий человек, лишённый способности быть счастливым, эта женщина никогда не будет радоваться жизни.
   В заключение сказанного хотелось бы вспомнить известный афоризм: «Улыбайтесь жизни, и она улыбнётся вам». Ведь лучший способ привлечь счастье – это умение находить надежду и радость в повседневном.     

Исходный текст №2
Сочинение
   (1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ.
   (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…».
   (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
   (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!
   (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. 
(По Д. Шеварову)
   В данном тексте Д. Шеваров поднимает проблему сохранения и защиты нравственного достоинства человека, его чести.  
   Автор неслучайно привлекает внимание читателя к событиям XIX века. Угроза быть быстро наказанным за дерзкое слово, некорректное поведение многих держала в узде.
Д. Шеваров вспоминает трагические события из жизни А.С. Пушкина и считает, что великий поэт недаром отдал жизнь за защиту чести своей жены, своей семьи.
   Публицист не призывает нас к возвращению традиций ушедшего времени – к дуэли, но обращает внимание на необходимость бережно относиться к понятию чести и достоинства человека. Я разделяю позицию автора. Каждого из нас не может не волновать отсутствие в наше время трепетного отношения к понятию чести. То, ради чего в XIX веке люди шли на дуэль, нередко погибая, теперь ценится не очень высоко. Для многих важным стало желание разбогатеть, а как – неважно.
   Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», эпиграфом к которой является пословица: «Береги честь смолоду». Все герои произведения проходят через испытания, связанные с проверкой их чести и достоинства. Пётр Гринёв не присягает в минуту смертельной опасности Емельяну Пугачёву, оставаясь верным офицерскому долгу. Во время следствия не называет имя Маши Мироновой, не рассказывает о ней, боясь навредить её репутации, хотя это объяснило бы его присутствие в стане Пугачёва. Для героя душевный покой любимой девушки дороже собственной жизни. Он готов пойти на казнь или в Сибирь, лишь бы сохранить частное имя Маши.
   Заботиться о сохранении чести и достоинства следует не только литературным героям, но и обычным людям в их повседневной жизни. Ведь не может человек, потеряв честь и достоинство, чувствовать себя счастливо, гармонично в обществе, да и наедине с собой. Благородство души и чистота помыслов – понятия, бесценные для человека. Муки вины омрачили жизнь многим людям, поступившим бесчестно, и оказали пагубное влияние на репутацию их семьи.
   Хочется верить, что читатели, особенно юные, задумаются над проблемой, поднятой Д. Шеваровым, и поймут, насколько важно беречь честь смолоду.

4 комментария:

  1. Спасибо Татьяна за предоставленную вами информацию. Она мне очень поможет на ЕГЭ. По крайней мере я так считаю=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам оставался один месяц за экзамен и вы начали листать это ? Я считаю что так делать не стоит)) нужно пораньше застраховаться и выучить все )) знать всё) Очень полезная информация которая освежает память) Спасибо)

      Удалить
  2. большое спасибо, очень полезная информация для меня, честно... узнала очень много нового (что можно делать, а что не стоит).

    ОтветитьУдалить
  3. Подскажите, пожалуйста, как оценивается сочинение, если оба аргумента основаны на читательском опыте? буду благодарна за ответ.

    ОтветитьУдалить