В7. Средства связи предложений в тексте
ТЕСТ
Ответы смотрите ниже.
1.
Какое из
предложений связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма?
(1)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую
информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны
одновременно. (2)Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным,
второго – тривиальным. (3)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной
мере могут лишь тексты высоко для неё информативные. (4)А это подразумевает
конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге
навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной
системы. (5)Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти
дальше. (6)Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность.
(7)Новаторство – не всегда в изобретении нового. (8)Новаторство – значимое
отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с
нею.
2. Какое из
предложений связано с предыдущим с помощью союза?
(1)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой
Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству
впечатлений. (2)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он
показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (3)Меня же, как сейчас
помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (4)Не только меня,
я уверен, и весь класс.
(5)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог
позволить себе в жизни. (6)Тут преданность выступает во всех обличиях.
(7)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в
стихах.
3. Какое из
предложений связано с предыдущим с помощью местоименного наречия?
(1)Известно, что немало крупных естествоиспытателей
принесли в разное время дань оккультным делам. (2)В течение веков астрологию,
например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней
приобщалось немало учёных. (3)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией,
долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (4)Идея
телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся
соотечественников, заинтриговав В.Бехтерева и К.Циолковского. (5)А известный
химик А.Бутлеров в сотрудничестве с писателем С.Аксаковым даже издавал журнал
«Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (6)Так большие учёные
оказались в плену больших оккультных страстей.
4. Какое из
предложений связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и
контекстного синонима?
(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей
поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но… ничего
особенного, ничего ошеломляющего. (3)Всё как надо. (4)Знакомо… правдиво… не
ново…» (5)Нередко
первое знакомство с его произведениями
разочаровывает. (6)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула,
сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (10)Много хороших, но нет
выигрышных, за которыми погонится актёр на амплуа хороших ролей (есть и такой).
(11)Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не
требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы,
сцены…
5. Какое из
предложений связано с предыдущим с помощью антонима и лексического повтора?
(1)Отсмеявшись, они спохватывались. (2)Улыбка смеха
таяла и сменялась улыбкой вежливости. (3)Их лица приобретали чрезвычайно умное
и углубленное выражение, как бывает в разговоре с иностранцами на плохом языке,
когда чем глупее разговор, тем значительнее интонация, а киваний и поддакиваний
не сдержать никакими силами… (4)После таких разговоров ноют мускулы лица и шеи
от непривычной, неестественной работы.
(5)Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви… (6)На чужом языке, даже
при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике
и заказывать котлету. (7)Чуть ли не так, что чем тоньше и талантливей
поэтическое и живое знание родного языка, тем безнадёжней знание чужого, и
разрыв невосполним.
6. В каком
из предложений наречие служит средством связи с предыдущими предложениями?
(1)А сколько всего мы храним недостойного среди
сокровищ нашей души!
(2)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого
цвета. (3)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не
воспользовался. (4)Лето было жаркое, осень сухая. (5)Так в первый год плащ
мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в
копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью,
очень полезной при общении с природой.
7. В каком
предложении указательное местоимение служит средством связи с предыдущим
предложением?
(1)Всё было залито светом… (2)Чёрные фраки мелькали и
носились врозь и кучами там и сям, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в
пору жаркого июльского лета. (3)Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:
одни тоненькие, которые всё увивались возле дам: некоторые из них были такого
рода, что с трудом можно было отличить и от петербургских, имели так же весьма
обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма
гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили
по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге. (4)Другой род мужчин
составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком
толстые, однако ж и не тонкие. (5)Эти, напротив того, косились и пятились от
дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга
зелёного стола для виста. (6)Лица у них были полные и круглые, … волос они на
голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как
говорят французы, - волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты
лица больше закруглённые и крепкие.
8. Какое
предложение связано с предыдущим при помощи однокоренного слова и
притяжательного местоимения?
(1)Мы услышали голоса приезжих задолго до того, как
они вышли из лесу.
(2)Они шли вместе, но кричали так, будто
между ними километры и от того, перекричат ли они это расстояние, зависит их
жизнь.
(3)Они кричали о том, как они хорошо
позавтракали в ресторане на берегу. (4)И о том, какое это красивое озеро. (5)О его красоте даже в
путеводителе написано. (6)Хотя, если разобраться, ничего особенного. (7)Рица на
Кавказе, конечно, красивее. (8)Они острили и хохотали. (9)Острили они глупо,
хохотали громко, и лесное эхо презрительно возвращало их громыхающие голоса и
смех.
(10)Теперь на озере ничего нельзя было
услышать. (11)Ни шуршания камыша, ни плеска рыбы, ни птичьих голосов в листве.
(12)Приезжие скрылись за поворотом
тропинки, но их голоса ещё долго доносились до нас.
(13)И только когда они ушли совсем
далеко, снова стало тихо.
(14)И тогда можно было снова услышать, как
в озере плещется рыба, а на землю падают жёлуди.
(15)И тишина снова стала полной смысла.
9. Какое из
предложений связано с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и
антонимов.
(1)Такие люди не нарушают моральных законов, но
бездуховность их сразу видна. (2)Добрый и работящий человек, но не мучается его
душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(3)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (4)Обычно
желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (4)Но разделим их по
иному принципу: на конечные и бесконечные. (5)Конечные желания могут быть
осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь,
стать… (6)Но
никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к
высокому стремленье» (Пушкин). (7)Бесконечно стремление к добру, неутолима
жажда правды, ненасытен голод по красоте…
10. Какое
предложение связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения?
(1)Представления о том, что всё в нашей жизни
предопределено наследственностью, очень старые – старее научной биологии. (2)Именно на них
базировалась система каст, где социальное положение личности определялось
только положением родителей. (3)Представители прямо противоположной концепции
считали, что разум новорождённого ребёнка не содержит мыслей и принципов, всё
возникает из чувственных данных и жизненного опыта.
(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина
лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность
не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то
проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо
помочь развиться.
ОТВЕТЫ:
1.
– 8
2.
– 3
3.
– 6
4.
– 5
5.
– 6
6.
– 5
7.
– 5
8.
– 5
9.
– 6
10. - 2
Спасибо за отличный сайт!!!
ОтветитьУдалитьВ девятом задании два четвертых предложения. Почему в нем ответ 6? Какие слова выступают антонимами и лексическим повтором.
Во втором задании почему ответ 3?