В7. Средства связи предложений в тексте.
Теория
Для подготовки
материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их
выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность
авторам и издательству.
В задании В7 может быть предложена следующая формулировка задания:
Среди
предложений 14–17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического
повтора и указательного местоимения. Укажите номер этого
предложения:
(14)Тогда эту неуловимую постоянную
решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную
технологию – позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной
активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы
энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой коры
головного мозга – левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с
положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны – показатель на удивление
постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень
активности оставался прежним.
|
Ваш ответ (17)? И это
верно. «Активность этой зоны»: указательное местоимение «этой»
и лексический повтор «зоны».
Что
требуется от учеников: знать тему «Средства связи предложений в
тексте».
Смысловая и
грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств
связи.
Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи
предложений в тексте.
Лексические средства связи,
востребованные в задании В 7.
|
|
Лексические повторы (слов и словосочетаний),
в т.ч. повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов.
|
«…будьте самим собой, и вы
никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего
там, где вы себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не
отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя»
(Д.С. Лихачёв).
|
Синонимы и синонимические
замены
(в т.ч. синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения).
|
«Меня не удовлетворяют
словарные объяснения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное,
ненасытное желание чего-либо» или «Скупость, корыстолюбие» (Д.С.
Лихачёв).
|
Контекстные синонимы.
|
«Жадность – это душевная кособокость, жуткая
направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, желтушный
взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества»
(Д.С. Лихачёв).
|
Антонимы, в т.ч. контекстные.
|
«Давайте будем людьми счастливыми,
то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то
значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей, а
не несчастными,
живущими скучной жизнью, растворяющими себя в пустом приобретательстве или
мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях» (По Д.С. Лихачёву).
|
морфологические средства связи,
востребованные в задании В 7.
|
|
Союзы.
|
«Чем больше человек
окружён духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее
жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к
работе, к учению, к товарищам, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры».
Ибо
знания всё растут и усложняются» (Д.С. Лихачёв).
|
Использование личных,
указательных и некоторых других местоимений вместо слов из
предшествующих предложений.
|
«Ты совершенно прав, любя
старые здания, старые вещи – всё то, что сопутствовало человеку в прошлом и
сопутствует ему в его теперешней жизни. Всё это не только вошло в сознание человека, но
само как бы что-то восприняло от людей» (Д.С. Лихачёв).
|
Использование наречий.
|
«Образ уточняет своё
значение благодаря контексту и становится понятным только в конце
стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь
вступает в силу тема иронии судьбы, смеющейся над преходящими явлениями
человеческой жизни» (Д.С. Лихачёв).
|
Использование степеней
сравнения прилагательных и наречий.
|
Место было прекрасное. Лучше
и придумать было нельзя.
|
К
СИНТАКСИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ СВЯЗИ ОТНОСЯТСЯ:
|
|
Синтаксический параллелизм, предполагающий
одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов
стоящих рядом предложений.
|
«Уметь говорить –
искусство. Уметь слушать – культура» (Д.С. Лихачёв).
|
Парцелляция (деление) конструкций,
изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде
самостоятельного неполного предложения.
|
«Разумеется, ни одна
метафора в силу своей первоначальной многозначности, не может полностью
выражать явление. Поэтому в первый момент новый образ кажется
немного неудачным» (Д.С. Лихачёв).
|
Использование неполных
предложений.
|
Почему это так?
|
Использование вводных
слов и предложений, обращений, риторических вопросов.
|
«Что же нужно в портрете,
чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых,
сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть
человека» (Д.С. Лихачёв).
|
Для выполнения задания В7
используйте следующий АЛГОРИТМ:
1. Необходимо
твёрдо выучить разряды местоимений,
т.к. именно они наиболее востребованное средство связи в тестах задания В7.
2. Помните,
что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, т.е.
рассматриваемое вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ,
- с тем, которое находится до этого предложения.
3. Само
средство связи может быть как в начале, так и в середине
предыдущего предложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий