Нормы согласования. Нормы управления.
Построение предложений с однородными членами.
Построение сложноподчиненных предложений.
Рассмотрим,
как задание А5 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с
нарушением синтаксической нормы).
1)
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2)
«Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в
20-е годы ХХ века, стал одним из самых
любимых детьми произведений.
3)
М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались
его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится
к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Для подготовки материала данного задания использован сборник
«ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный
экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена.
Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин.
Москва. «Интеллект-Центр»,
2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.
Формулировка задания: укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
1)
Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал полицейский патруль.
2) Все двадцать учеников, писавших пробный экзамен,
показали успешные результаты.
3)
Сразу же по приезду в столицу известный спортсмен встретился с журналистами.
4) Окончив училище, он получил звание лейтенанта.
Правильный ответ: 3 (ошибка «по приездУ»,
правильно: «по приездЕ»).
Умение находить и исправлять грамматические
ошибки при построении предложений позволяет учащимся не только дать правильный
ответ на задание А5, но и не допускать подобных ошибок при написании сочинения
на ЕГЭ.
Что требуется от
учеников: найти ошибки в
построении предложений
1)
с однородными членами;
2)
с причастными оборотами;
3)
с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися
названиями газеты, журнала, книги, картины, фильма;
4)
с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и
непроизводным предлогом «по», употреблённым в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по
завершении», «по прибытии»;
5)
с двойными союзами «не
только…, но и…»; «как…, так и…»;
6)
с использованием цитат;
7)
начинающихся со слов: «все,
кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто…».
Что
следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные
грамматические ошибки.
Довольно часто на ЕГЭ по русскому языку встречаются примеры, в
которых допущены следующие грамматические ошибки:
1.
Неправильное построение предложений с однородными членами:
А) Нельзя в одном предложении соединять при помощи
союза И причастный оборот и
придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ,
КОТОРЫЕ:
Девушка,
сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась гостям.
Не могут выступать в
качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые
грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных
определительных. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения
этого предложения: 1) Девушка, сидевшая у
окна и хорошо певшая, запомнилась гостям. 2) Девушка, которая сидела у окна и
которая хорошо пела, запомнилась гостям.
Помните:
только
однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и соединяться
союзом И.
Неправильными с
грамматической точки зрения являются такие предложения, как:
Новый
роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает
о наших современниках, мне понравился.
Людям, увлекающимся
туризмом и которые пожелают увидеть эти удивительные места своими
глазами, автор предлагает множество увлекательных маршрутов.
Б) Нельзя в одном предложении соединять при помощи
союза И дополнение, выраженное
именем существительным, и придаточное предложение: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше
не будет.
Не могут выступать в
качестве дополнение, выраженное именем
существительным, и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два
дополнения, либо два придаточных предложения. Следовательно, правильными будут
следующие варианты построения этого предложения: 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек
зарплаты. 2) Экономисты говорят о том, что предвидится снижение инфляции и что
задержки зарплаты больше не будет.
Помните:
только
однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и соединяться
союзом И.
Неправильными с
грамматической точки зрения являются такие предложения, как:
В
сочинении я хочу рассказать о значении спорта и почему я люблю его.
Книга
рассказывает, как правильно содержать рыбок и об устройстве
аквариума.
В) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные
члены имя существительное и инфинитив: Я
люблю музыку и кататься на коньках.
Помните: только
однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и соединяться
союзом И. Следовательно, правильным
будет следующий вариант построения этого предложения: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Г) Нельзя в одном предложении сочетать при помощи
союза И сказуемые, если идущие за
ними имя существительное грамматически связано только с одним из них
(недопустимо, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались
разные падежные вопросы):
Автор
в статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о природе света.
В этом предложении сказуемые
«исследует» и «рассуждает» имеют одно и то же зависимое слово «о природе»,
однако от первого сказуемого к нему задаётся вопрос ЧТО?, а от второго – О ЧЁМ?
Такое построение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от
однородных членов слово должно отвечать на один и тот же вопрос. Следовательно,
правильными вариантами построения этого предложения будут следующие:
Автор
в статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу
света.
Автор
в статье исследует (ЧТО?) природу
света и рассуждает (О ЧЁМ?) о ней.
В предложениях, в которых
сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединятся союзом И, от каждого из сказуемых должен
задаваться один и тот же вопрос к общему зависимому слову.
Неправильными с
грамматической точки зрения являются такие предложения, как:
Слушатели
передачи ожидали (ЧТО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным
телеведущим.
Каждый день
я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) этим цветком.
Д) Недопустимо, чтобы части двойных
союзов «не только…, но и…»; «как…, так
и…» связывали разные понятия (части двойного союза должны соединять только
однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и
тот же вопрос):
На
тему войны созданы не только кинофильмы,
но и поставлены замечательные спектакли.
Двойной союз «не только…, но и…» должен соединять
однородные члены предложения. В данном случае этого не происходит: части
двойного союза соединяют имя существительное «кинофильмы» и краткое страдательное причастие «поставлены», которые не являются однородными членами из-за того,
что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы.
Следовательно, такое построение предложения недопустимо. Правильно
сказать так:
На
тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные
спектакли.
Неправильным с точки зрения
грамматики является и такое построение предложения с двойным союзом «как…, так и…»:
Для
нас как интересен образ
Раскольникова, так и образ Сони
Мармеладовой.
Части двойного союза
соединят краткое имя прилагательное «интересен»
и имя существительное «образ»,
которые не являются однородными из-за того, что принадлежат к разным частям
речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение предложения
недопустимо. Правильно сказать так:
Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Е) Однородные члены, следующие за обобщающим словом,
должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
Автор
наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство,
красота.
В данном предложении
обобщающее слово «душевными качествами»
стоит в форме Т.п., а все однородные члены «справедливость,
благородство, простота» - в форме Им.п. Следовательно, данное предложение
построено неправильно. Правильным является следующий вариант:
Автор
наделяет Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?)
справедливостью, благородством, простотой.
Ё) Нельзя при
перечислении однородных членов опускать разные предлоги:
Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Перед словах «скверах» надо добавить предлог «в»,
т.к. это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант:
Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
При перечислении однородных
членов можно опускать одинаковые предлоги; разные предлоги опускать нельзя.
Неправильным с грамматической точки зрения является и такое предложение:
Турфирмы
сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.
2.
Неправильное употребление причастных оборотов:
А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь
причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после
определяемого слова и не должен разрываться им на части):
Приехавшие
делегаты на съезд должны
зарегистрироваться.
Определяемое слово «делегаты» разрывает причастный оборот,
оно может стоять только перед ним или после него.
Неправильными с
грамматической точки зрения являются такие предложения:
Узкая
дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Мне было
поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Б) Нельзя, чтобы причастие и определяемое слово были употреблены в разном роде, числе
и падеже:
Одно
из чудес на
Курильской гряде, привлекающих туристов, связано с гейзерами и
вулканами.
В этом предложении
причастный оборот относится к сочетанию «одно
из чудес» и должно
согласовываться с главным словом в этом словосочетании («одно») в роде, числе и падеже. Следовательно, причастный оборот
должен выглядеть так: «одно из чудес
света» (КАКОЕ?) «привлекающее туристов». Правильный
вариант построения этого предложения: Одно
из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов, связано с
гейзерами и вулканами.
Не
забывайте: причастие и определяемое слово должны быть
согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который
задаётся от определяемого слова к причастию.
Неправильным с
грамматической точки зрения является такое предложение:
Некоторыми
из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было
описано растение с огромными плавающими листьями.
В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот
после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого
причастного оборота:
Лес
тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
В этом предложении
причастный оборот идёт после имени существительного «юг», которое не является для него определительным. Причастный
оборот характеризует слово «лес» и
должен быть употреблён после него. Следовательно, правильным является следующий
вариант построения предложения:
Лес, состоящий
в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
3.
Неправильное употребление в предложении имён собственных, заключённых в кавычки и представляющих собой названия литературных произведений, газет,
журнала, картины, кинофильмов, телепередач и т.д.:
А) Нельзя употреблять ни в каком падеже, кроме
именительного, названия литературных произведений, газет, журнала, картины,
кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное
существительное – «роман», «повесть», «стихотворение», «картина», «журнал»,
«газета», «телепередача» и т.д.
Неправильный
вариант: В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на новый роман.
Правильный
вариант: В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на новый роман.
Неправильный
вариант: В оде Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.
Правильный
вариант: В оде Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
Неправильный
вариант: Многие читатели знают
писателя Троепольского по его книге
«Белому Биму Чёрное Ухо».
Правильный вариант: Многие читатели знают писателя Троепольского по его книге «Белый Бим Чёрное Ухо».
Б) Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ
родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «картина», «журнал»,
«газета», «телепередача» и т.д.), изменяется по падежам:
В
«Войне и мире» действует свыше
пятисот произведений.
Автор
«Слова о полку Игореве» является
подлинным ценителем русской природы.
Неправильными с точки
зрения грамматики являются предложения:
Журнал «Природу» мы выписываем много лет.
В
торговом комплексе «Юбилейном»
открыта новая секция электротоваров.
4.
Неправильное построение предложений с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и
непроизводным предлогом «по», употреблённым в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по завершении»,
«по прибытии».
А)
После
предлогов «благодаря», «согласно»,
«вопреки» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа (ЧЕМУ?) и ни в какой
другой:
Неправильные
варианты:
Настоящий
успех может быть достигнут только благодаря труду, настойчивости и глубоких знаний человека. Согласно сложившихся на флоте традиций,
переход через экватор считается значительным событием. Работу на проливе решено
было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
Правильное
построение этих предложений:
Настоящий
успех может быть достигнут только благодаря (ЧЕМУ?) труду, настойчивости и глубоким знаниям человека. Согласно (ЧЕМУ?)
сложившимся на флоте традициям,
переход через экватор считается значительным событием. Работу на проливе решено
было вести, вопреки (ЧЕМУ?) установившимся правилам, не летом, а зимой.
Запомните: предлог благодаря
употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный
результат. Поэтому неверными следует считать обороты с этим предлогом в
сочетании с чем-то отрицательным: Благодаря
крушению поезда пострадали люди.
Б) Непроизводный
предлог «ПО» в значении «после чего-нибудь» употребляется с
именем существительным только в форме предложного падежа.
Неправильно
построенные предложения:
По прибытиЮ в город он почувствовал себя плохо.
По приездУ в Венецию я сразу посетил давних друзей.
По завершениЮ строительства рабочие оставили на объекте
идеальный порядок.
По окончаниЮ
курсов я получил сертификат.
Правильное построение
этих предложений:
По прибытиИ (= после прибытия) в город он почувствовал себя плохо.
По приездЕ (= после приезда) в Венецию я сразу посетил давних друзей.
По завершениИ (= после завершения) строительства рабочие оставили на объекте
идеальный порядок.
По окончаниИ
(=
после окончания) курсов я получил
сертификат.
5.
Неправильное построение предложений при цитировании.
Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве
придаточных изъяснительных в них употреблялось личное местоимение «Я»:
В своих
воспоминаниях Короленко писал, что
всегда «я видел в лице Чехова
истинную интеллигентность».
Правильный вариант
построения этого предложения:
В своих
воспоминаниях Короленко писал, что
всегда «он видел в лице Чехова
истинную интеллигентность».
6. Неправильное построение сложноподчинённых
предложений, начинающихся со слов «все,
кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто…».
В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «все, кто…», «те, кто…», «никто из тех,
кто…», при подлежащем «кто» глагол-сказуемое ставится в
единственном числе, а при «те», «все» - во множественном.
Неправильно
построенные предложения:
Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего озера тянется каменная гряда, точно хребет
гигантского животного.
Все,
кто бывали на Белом море, знают, что
в феврале там начинается зверобойный промысел.
В первом предложении
подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множественного числа
«видели».
Во втором примере подлежащее «кто» должно быть употреблено с
глаголом-сказуемым в форме единственного числа «бывал».
Следовательно, правильные
варианты построения этих предложений таковы:
Те, кто бывал в Кижах, виделИ, как вдоль всего озера тянется каменная гряда, точно хребет
гигантского животного.
Все,
кто бывал на Белом море, знают, что
в феврале там начинается зверобойный промысел.
Запомните:
те (все) +
глагол-сказуемое во множественном числе;
кто
+ глагол-сказуемое в единственном числе.
Приведём ещё примеры грамматически
неверно построенных предложений:
Те,
кто не знали слова песни, молча
раскрывали рот.
Все,
кто собираются посетить новую
выставку, должны заранее записаться на экскурсию.
Тем, кто были постарше, предложили стулья.
______________________________________________________________
Довольно часто в тестах ЕГЭ задания А5 встречаются предложения,
в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени
существительного или местоимения, стоящего после глагола (ошибки в
управлении).
Глагол, выбор правильной падежной формы существительного
после которого нужно запомнить
|
Задаваемый вопрос от этого глагола к
существительному
|
Правильная падежная форма существительного после этого
глагола
|
ОПЛАТИТЬ
|
Что?
Нельзя: за что?
|
Оплатить телефон, оплатить
проезд
|
УКАЗЫВАТЬ
|
На что?
Нельзя: о чём?
|
Указывать на недостатки
|
ПРИЗНАТЬСЯ
|
В чём?
Нельзя: о чём?
|
Признаться в ошибке
|
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ
|
Чему?
Нельзя: на что?
|
Уделять внимание изучению
|
ОТЧИТАТЬСЯ
|
В чём?
Нельзя: о чём?
|
Отчитаться в проделанной
работе
|
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ
|
По ком?
Нельзя: по кому?
|
Грустить, скучать по вас,
нас
|
ПОРАЖАТЬСЯ
|
Чему?
Нельзя: чем?
|
Поражаться твоему терпению
|
УПРЕКАТЬ
|
В чём?
Нельзя: чем?
|
Упрекать в бессердечии
|
УДИВЛЯТЬСЯ
|
Чему?
Нельзя: чем?
|
Удивляться рассказам
|
Следует
также запомнить управление при следующих существительных:
Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией.
Управляющий (чем?) банком, фирмой.
Отзыв (о чём?) о книге, о публикации.
Рецензия
(на
что?) на книгу, на публикацию.
АЛГОРИТМ выполнения задания А5:
·
Прочитайте все предложения, входящие в выборку
ответов.
·
Вспомните, какие типичные грамматические ошибки
существуют при построении предложений.
·
Определите, какая из типичных грамматических ошибок допущена
при построении одного из предложений в выборке ответов.
·
Выберите правильный ответ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий