БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

пятница, 8 марта 2013 г.

А5. Синтаксические нормы

Нормы согласования. Нормы управления.
Построение предложений с однородными членами.
Построение сложноподчиненных предложений.

Рассмотрим, как задание А5 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в
20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.

     Формулировка задания: укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
     1) Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал полицейский патруль.
         2) Все двадцать учеников, писавших пробный экзамен, показали успешные результаты.
     3) Сразу же по приезду в столицу известный спортсмен встретился с журналистами.
     4) Окончив училище, он получил звание лейтенанта.
     Правильный ответ: 3 (ошибка «по приездУ», правильно: «по приездЕ»).

     Умение находить и исправлять грамматические ошибки при построении предложений позволяет учащимся не только дать правильный ответ на задание А5, но и не допускать подобных ошибок при написании сочинения на ЕГЭ.
     Что требуется от учеников: найти ошибки в построении предложений
1)  с однородными членами;
2)  с причастными оборотами;
3)      с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названиями газеты, журнала, книги, картины, фильма;
4)      с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употреблённым в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии»;
5)      с двойными союзами «не только…, но и…»; «как…, так и…»;
6)      с использованием цитат;
7)      начинающихся со слов: «все, кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто…».
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные грамматические ошибки.
Довольно часто на ЕГЭ по русскому языку встречаются примеры, в которых допущены следующие грамматические ошибки:

1. Неправильное построение предложений с однородными членами:
А) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ:
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась гостям.
Не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения этого предложения: 1) Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась гостям. 2) Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась гостям.
Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и соединяться союзом И.
Неправильными с грамматической точки зрения являются такие предложения, как:
Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о наших современниках, мне понравился.
Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эти удивительные места своими глазами, автор предлагает множество увлекательных маршрутов.
Б) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Не могут выступать в качестве  дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, либо два придаточных предложения. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения этого предложения: 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек зарплаты. 2) Экономисты говорят о том, что предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и соединяться союзом И.
Неправильными с грамматической точки зрения являются такие предложения, как:
В сочинении я хочу рассказать о значении спорта и почему я люблю его.
Книга рассказывает, как правильно содержать рыбок и об устройстве аквариума.
В) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив: Я люблю музыку и кататься на коньках.
Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и соединяться союзом И. Следовательно, правильным будет следующий вариант построения этого предложения: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Г) Нельзя в одном предложении сочетать при помощи союза И сказуемые, если идущие за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них (недопустимо, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные падежные вопросы):
Автор в статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о природе света.
В этом предложении сказуемые «исследует» и «рассуждает» имеют одно и то же зависимое слово «о природе», однако от первого сказуемого к нему задаётся вопрос ЧТО?, а от второго – О ЧЁМ? Такое построение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от однородных членов слово должно отвечать на один и тот же вопрос. Следовательно, правильными вариантами построения этого предложения будут следующие:
Автор в статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.
Автор в статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЁМ?) о ней.
В предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединятся союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться один и тот же вопрос к общему зависимому слову.
Неправильными с грамматической точки зрения являются такие предложения, как:
Слушатели передачи ожидали (ЧТО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.
Каждый день я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) этим цветком.
Д) Недопустимо, чтобы части двойных союзов «не только…, но и…»; «как…, так и…» связывали разные понятия (части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос):
На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
Двойной союз «не только…, но и…» должен соединять однородные члены предложения. В данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют имя существительное «кинофильмы» и краткое страдательное причастие «поставлены», которые не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение предложения недопустимо. Правильно сказать так:
На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
Неправильным с точки зрения грамматики является и такое построение предложения с двойным союзом «как…, так и…»:
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Части двойного союза соединят краткое имя прилагательное «интересен» и имя существительное «образ», которые не являются однородными из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение предложения недопустимо. Правильно сказать так:
Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Е) Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, красота.
В данном предложении обобщающее слово «душевными качествами» стоит в форме Т.п., а все однородные члены «справедливость, благородство, простота» - в форме Им.п. Следовательно, данное предложение построено неправильно. Правильным является следующий вариант:
Автор наделяет Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.
Ё) Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги:
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Перед словах «скверах» надо добавить предлог «в», т.к. это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант:
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
При перечислении однородных членов можно опускать одинаковые предлоги; разные предлоги опускать нельзя. Неправильным с грамматической точки зрения является и такое предложение:
Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.

2. Неправильное употребление причастных оборотов:
А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части):
Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.
Определяемое слово «делегаты» разрывает причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после него.
Неправильными с грамматической точки зрения являются такие предложения:
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Б) Нельзя, чтобы причастие и определяемое слово были употреблены в разном роде, числе и падеже:
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов, связано с гейзерами и вулканами.
В этом предложении причастный оборот относится к сочетанию «одно из чудес» и должно согласовываться с главным словом в этом словосочетании («одно») в роде, числе и падеже. Следовательно, причастный оборот должен выглядеть так: «одно из чудес света» (КАКОЕ?) «привлекающее туристов». Правильный вариант построения этого предложения: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов, связано с гейзерами и вулканами.
Не забывайте: причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который задаётся от определяемого слова к причастию.
Неправильным с грамматической точки зрения является такое предложение:
Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота:
Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
В этом предложении причастный оборот идёт после имени существительного «юг», которое не является для него определительным. Причастный оборот характеризует слово «лес» и должен быть употреблён после него. Следовательно, правильным является следующий вариант построения предложения:
Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

3. Неправильное употребление в предложении имён собственных, заключённых в кавычки и представляющих собой  названия литературных произведений, газет, журнала, картины, кинофильмов, телепередач и т.д.:
А) Нельзя употреблять ни в каком падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, журнала, картины, кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное – «роман», «повесть», «стихотворение», «картина», «журнал», «газета», «телепередача» и т.д.
Неправильный вариант: В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на новый роман.
Правильный вариант: В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на новый роман.
Неправильный вариант: В оде Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.
Правильный вариант: В оде Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
Неправильный вариант: Многие читатели знают писателя Троепольского по его книге «Белому Биму Чёрное Ухо».
Правильный вариант: Многие читатели знают писателя Троепольского по его книге «Белый Бим Чёрное Ухо».
Б) Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «картина», «журнал», «газета», «телепередача» и т.д.), изменяется по падежам:
В «Войне и мире» действует свыше пятисот произведений.
Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным ценителем русской природы.
Неправильными с точки зрения грамматики являются предложения:
Журнал «Природу» мы выписываем много лет.
В торговом комплексе «Юбилейном» открыта новая секция электротоваров.

4. Неправильное построение предложений с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употреблённым в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии».
А) После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа (ЧЕМУ?) и ни в какой другой:
Неправильные варианты:
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря труду, настойчивости и глубоких знаний человека. Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считается значительным событием. Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
Правильное построение этих предложений:
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря (ЧЕМУ?) труду, настойчивости и глубоким знаниям человека. Согласно (ЧЕМУ?) сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считается значительным событием. Работу на проливе решено было вести, вопреки (ЧЕМУ?) установившимся правилам, не летом, а зимой.
Запомните: предлог благодаря употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неверными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: Благодаря крушению поезда пострадали люди.
Б) Непроизводный предлог «ПО» в значении «после чего-нибудь» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
Неправильно построенные предложения:
По прибытиЮ в город он почувствовал себя плохо.
По приездУ в Венецию я сразу посетил давних друзей.
По завершениЮ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончаниЮ курсов я получил сертификат.
Правильное построение этих предложений:
По прибытиИ (= после прибытия) в город он почувствовал себя плохо.
По приездЕ (= после приезда) в Венецию я сразу посетил давних друзей.
По завершениИ (= после завершения) строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончаниИ (= после окончания) курсов я получил сертификат.

5. Неправильное построение предложений при цитировании.
Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных в них употреблялось личное местоимение «Я»:
В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова истинную интеллигентность».
Правильный вариант построения этого предложения:
В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «он видел в лице Чехова истинную интеллигентность».

6. Неправильное построение сложноподчинённых предложений, начинающихся со слов «все, кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто…».
В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «все, кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто…», при подлежащем «кто» глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при «те», «все» - во множественном.
Неправильно построенные предложения:
Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего озера тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
Все, кто бывали на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
В первом предложении подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множественного числа «видели». Во втором примере подлежащее «кто» должно быть употреблено с глаголом-сказуемым в форме единственного числа «бывал».
Следовательно, правильные варианты построения этих предложений таковы:
Те, кто бывал в Кижах, виделИ, как вдоль всего озера тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
Все, кто бывал на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Запомните: те (все) + глагол-сказуемое во множественном числе;
               кто + глагол-сказуемое в единственном числе.
Приведём ещё примеры грамматически неверно построенных предложений:
Те, кто не знали слова песни, молча раскрывали рот.
Все, кто собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию.
Тем, кто были постарше, предложили стулья.
     ______________________________________________________________
Довольно часто в тестах ЕГЭ задания А5 встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола (ошибки в управлении).
Глагол, выбор правильной падежной формы существительного после которого нужно запомнить
Задаваемый вопрос от этого глагола к существительному
Правильная падежная форма существительного после этого глагола
ОПЛАТИТЬ
Что?
Нельзя: за что?
Оплатить телефон, оплатить проезд
УКАЗЫВАТЬ
На что?
Нельзя: о чём?
Указывать на недостатки
ПРИЗНАТЬСЯ
В чём?
Нельзя: о чём?
Признаться в ошибке
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ
Чему?
Нельзя: на что?
Уделять внимание изучению
ОТЧИТАТЬСЯ
В чём?
Нельзя: о чём?
Отчитаться в проделанной работе
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ
По ком?
Нельзя: по кому?
Грустить, скучать по вас, нас
ПОРАЖАТЬСЯ
Чему?
Нельзя: чем?
Поражаться твоему терпению
УПРЕКАТЬ
В чём?
Нельзя: чем?
Упрекать в бессердечии
УДИВЛЯТЬСЯ
Чему?
Нельзя: чем?
Удивляться рассказам

     Следует также запомнить управление при следующих существительных:
     Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией.
     Управляющий (чем?) банком, фирмой.
     Отзыв (о чём?) о книге, о публикации.
     Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию.
     АЛГОРИТМ выполнения задания А5:
·      Прочитайте все предложения, входящие в выборку ответов.
·      Вспомните, какие типичные грамматические ошибки существуют при построении предложений.
·      Определите, какая из типичных грамматических ошибок допущена при построении одного из предложений в выборке ответов.
·      Выберите правильный ответ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий