БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

вторник, 4 декабря 2012 г.

Задание А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении





Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 



Рассмотрим, как задание А24 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
     Ваш ответ – 2? Это правильный ответ.
Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.

Что требуется от учеников: выбрать правильное объяснение постановки двоеточия или тире в данном предложении.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
- когда в БСП ставится двоеточие или тире;
- какими синонимичными синтаксическими сложноподчинёнными конструкциями можно заменить БСП с двоеточием или тире;
- как подстановка подчинительных союзов может помочь выявлению смысловых отношений между частями БСП;
- как отличать БСП с двоеточием от простых предложений, в которых двоеточие отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения.
Правила постановки двоеточия в БСП

Двоеточие ставится
Примеры
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом. Между простыми частями такого БСП можно вставить союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и превратить его в СПП с придаточным причины.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях).
2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого. Между простыми частями такого БСП можно вставить союз А ИМЕННО.
Большинство сходилось в одном: новый закон нужно принимать как можно быстрее. (= Большинство сходилось в одном, а именно: новый закон нужно принимать как можно быстрее).
3. Если второе предложение дополняет смысл первого. Между простыми частями такого БСП можно вставить союз ЧТО и превратить его в СПП с придаточным изъяснительным.
Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав).
4. Если в первом простом предложении опущены слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.
Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка). 

Примечание: следует отличать БСП с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами ставится двоеточие.
·       В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туманы.
В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не бессоюзное сложное.  В нём ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
Правила постановки тире в БСП

Тире ставится
Примеры
1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором. В начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в СПП с придаточным условия.
Будет завтра хорошая погода – пойдём в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, пойдём в лес).
2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чём говорится во втором. В начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в СПП с придаточным времени.
Лес рубят – щепки летят.
(= Когда лес рубят, щепки летят).
3. Если второе предложение содержит вывод из того, о чём говорится в первом. Между простыми частями такого БСП можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО.
Жара всё усиливалась: становилось тяжело дышать. (Жара всё усиливалась, поэтому становилось тяжело дышать).
Ударил сильный гром – задрожали окна. (Ударил сильный гром, так что задрожали окна).
4. Если простые предложения в составе БСП противопоставлены друг другу по смыслу. Между частями такого БСП можно вставить противительные союзы А, НО и превратить его в ССП.
Смелые побеждают – трусливые погибают. (=  Смелые побеждают, а трусливые погибают).
Шестнадцать лет служу – такого со мной ещё не было. (= Шестнадцать лет служу, но такого со мной ещё не было).
5. Содержание второго предложения сравнивается с содержанием второго. Между частями такого БСП можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО, КАК БУДТО и превратить его в СПП с придаточным сравнения.
Молвит слово – соловей поёт. (=  Молвит слово, точно соловей поёт).
6. Если во второй части БСП содержится неожиданный результат, указывающий на быструю смену событий.
Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась.
7. Если вторая часть БСП представляет собой присоединительное предложение. Перед ним можно вставить слово ЭТО.
Вечерами над горизонтом нависало багровое солнце – дурной знак. (=  Вечерами над горизонтом нависало багровое солнце, это дурной знак).
Алгоритм выполнения задания:
1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или бессоюзным сложным:
·       если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что обобщающее слово стоит перед однородными членами;
·       если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нём можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов.
2) подставьте в БСП подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:
·       союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК свидетельствуют о том, что вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится двоеточие;
·       союз А ИМЕННО свидетельствуют о том, что вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. Поэтому в БСП ставится двоеточие;
·       союз КОГДА свидетельствует о том, что вторая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире;
·       союз ТАК ЧТО или наречие ПОЭТОМУ свидетельствуют о том, что вторая часть БСП указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире;
·       союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что вторая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире;
·       союза А, НО свидетельствуют о том, что вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой. Поэтому в БСП ставится тире.

2 комментария:

  1. Почему в самом первом вопросе пред всей теорией, ответ 3 правильный, по-моему правильный - это 2.

    ОтветитьУдалить
  2. Полностью согласен: правильный ответ - номер два.

    ОтветитьУдалить