А14. Правописание корней
Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.
Таким образом представлено задание А14 в демоверсии 2013 г.:
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
Что требуется от учеников: вычеркнув строки, где есть слова с чередующейся гласной в корне или слова с непроверяемой корневой безударной, требующей запоминания (словарное слово), выбрать ту строку, в которой ко всем словам можно подобрать однокоренные проверочные слова так, чтобы гласная в корне находилась под ударением (в сильной позиции) и слышалась отчётливо.
Что следует знать выпускникам для правильного выполнения задания:
· правописание корней с проверяемой безударной гласной;
· правописание корней с чередующейся гласной;
· словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.
1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова.
ПРИМЕРЫ: сериал – серИйный, выстиранный – стИрка, смиренный – смИрный, зачарованный – чАры, честолюбивый – чЕсть, просвещение – свЕт, посвящение – свЯтость, благословление – блАго, слОво.
Проверка безударной гласной в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова. Для этого нужно:
· у существительных изменить число: весна – вЁсны, паруса – пАрус;
· у прилагательных заменить полную форму краткой: нагой – он нАг, босой – он бОс;
· у глаголов:
а) изменить число: я брожу – мы брОдим;
б) изменить время: показал – мы покАжем;
в) изменить род у глаголов прошедшего времени: отвела – отвЁл.
При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:
· старожил нашего города (= стАрый житель) – он сторожил склад (= стОрож);
· умолять о пощаде (= он мОлит) – умалять значение (= делать мАлым);
· частота пульса (= пульс чАстый) – чистоплотная хозяйка (= она всё чИстит); честолюбивая личность (= он предпочитает чЕсть);
· покарать врага (= кАра) – покорить природу (= сделать её покОрной); честолюбивая личность (= он предпочитает чЕсть).
2. Чередующиеся гласные буквы в корне слова
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ
|
Корни
|
Основные условия выбора
|
Примеры
|
Исключе-ния
|
1. Основное условие выбора гласной –
конечные согласные корня
| |||
-ЛАГ- // -ЛОЖ-
|
1.1.
- пишется А, если корень оканчивается на Г;
- пишется О, если корень оканчивается на Ж.
|
полагать – положить
|
полог
|
-РОС- //
-РАСТ- (-РАЩ-)
|
1.2.
- перед С пишется О,
- перед СТ, Щ пишется А.
|
вырос –
растение – выращу
|
отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
|
-СКАК- // -СКОЧ-
|
1.3.
- перед К пишется А,
- перед Ч пишется О.
|
скакать – проскочить
|
скачок, скачу, скачи
|
2. Основное условие выбора гласной –
суффикс -А- после корня
| |||
-КОС- // -КАС-
|
2.1.
- пишется А, если после корня следует суффикс -А-;
- пишется О, если
|
касаться – коснуться
| |
-БЕР- // -БИР-
-ДЕР- // -ДИР-
-МЕР- // -МИР-
-ПЕР- // -ПИР-
-БЛЕСТ-//-БЛИСТ-
-СТЕЛ- // -СТИЛ-
-ЖЕГ- // -ЖИГ-
-ЧЕТ- // -ЧИТ-
|
2.2.
- пишется И, если после корня следует суффикс -А-;
- пишется Е,
|
собирать – соберу
запирать – запереть
замирать – замереть
блистать – блестеть
зажигать – выжегший
вычитать - вычет
|
сочетать,
сочетание,
чета
|
-НИМ- // -НЯ-
-МИН- // -МЯ-
-КЛИН- // -КЛЯ-
-ПИН- // -ПЯ-
-ЖИМ- // -ЖА-
-ЖИН- // -ЖА-
-ЧИН- // -ЧА-
|
2.3.
- пишется И, если после корня следует суффикс -А-.
|
занимать – занять
сминать – смять
проклинать – проклясть
распинать – распять
сжимать – сжать
начинать – начать
| |
3. Основное условие выбора гласной –
место ударения
| |||
-ЗАР- // -ЗОР-
|
3.1.
- в безударном положении – А, - под ударением –
и А, и О.
|
заря – зарево, зорька
|
зоревать (не спать на заре)
|
-ГОР- // -ГАР-
|
3.2.
- в безударном положении – О,
- под ударением – А.
|
загорать – загар
|
выгарки, изгарь, пригарь
|
-КЛОН- // -КЛАН-
|
3.3.
- в безударном положении – О,
- под ударением – и А, и О.
|
поклоняться – кланяться – поклон
| |
-ТВОР- // -ТВАР-
|
3.4.
- в безударном положении – О,
- под ударением – и А, и О.
|
творец – тварь – творчество
|
утварь
|
-ПЛАВ- // -ПЛОВ-
|
3.5.
- в безударном положении пишется А.
|
поплавок – на плаву – плавать.
Запомните: плывун(ы)
|
пловец, пловчиха, пловцы
|
4. Основное условие выбора гласной –
лексическое значение корня
| |||
-МАК- // -МОК-
|
4.1.
- слова с корнем -мак- имеют значение «опускать, погружать в жидкость»;
- слова с корнем -мок- имеют значение «пропускать жидкость».
|
обмакнуть в клей – сапоги промокают
Запомните:
промокательная бумага, промокашка
| |
-РАВН- // -РОВН-
|
4.2.
- слова с корнем -равн- имеют значение «равный, одинаковый, совершенно сходный, такой же (по размеру, росту, качеству и т.д.)»;
- слова с корнем -ровн- имеют значение «ровный, гладкий, без шероховатостей; всегда одинаковый».
|
сравнить величины, равняться на лучших
Запомните:
- равнение в строю,
- подравнять ряды,
- равняйсь и т.д. – всё, что имеет отношение к построению
подровнять клумбу, выровнять характер
|
уровень,
поровну
равнина
|
3. Непроверяемые безударные в корне слова
Список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания:
АПЕЛЛЯЦИЯ, АНОМАЛИЯ, АНТОГОНИЗМ, АПАРТАМЕНТЫ, АВАНТЮРА, АДВОКАТ, АПЛОДИСМЕНТЫ, БОЙКОТ, ВАКАНСИЯ, ВАТРУШКА, ВЕТЕРИНАР, ГОРИЗОНТ, ГАБАРИТЫ, ГАРНИЗОН, ДЕЗЕРТИР, ДЕФИЦИТ, ДЕКЛАРАЦИЯ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ИЖДИВЕНЕЦ, КОВАРНЫЙ, МЕРИДИАН, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ПАРОЛОН, КАТАСТРОФА, КОМБИНЕЗОН, КОРИФЕЙ, КОМПОНОВАТЬ, КАРНАВАЛ, КАМОРКА, КОМФОРКА, ЛИНОЛЕУМ, МЕЦЕНАТ, МОТИВИРОВАТЬ, НОСТАЛЬГИЯ, НАВАЖДЕНИЕ, ПРИМИТИВНЫЙ, ПАНОРАМА, ПАРАДОКС, ПРИВИЛЕГИЯ, ПАЛИСАДНИК, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ, ПЕССИМИСТ, РЕСТАВРИРОВАТЬ, СЕРТИФИКАТ, СТИПЕНДИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТ.
Алгоритм выполнения задания А14:
1. Внимательно прочитайте каждую строку и найдите слова с чередующейся гласной в корне: ГОР / ГАР; ЗАР / ЗОР; КЛАН / КЛОН; ТВАР / ТВОР; ЛАГ / ЛОЖ; БЕР / БИР; ПЕР / ПИР; ДЕР / ДИР; МЕР / МИР; БЛЕСТ / БЛИСТ; СТЕЛ / СТИЛ; ЖИГ / ЖЕГ; ЧЕТ / ЧИТ; КАС / КОС; РАСТ / РАЩ / РОС; СКАК / СКОЧ; МАК / МОК; РАВН /РОВН.
2. Если вы нашли строку, в которой есть слова с чередующимися гласными в корне, то можете её вычеркнуть, т.к. она не будет являться правильным ответом.
3. Подберите проверочные слова к каждому из слов, оставшихся в остальных строках, помня о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в корне которых требует запоминания.
4. Если вы нашли строку, в которой есть словарное слово, то также можете её вычеркнуть, т.к. она не является правильным ответом.
5. Если к каждому из слов в конкретной строке вам удалось подобрать проверочное, в котором неясный гласный звук попал под ударение и отчётливо слышится, то вы нашли правильный ответ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий