БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

среда, 19 декабря 2012 г.

А14. Правописание корней. ТЕОРИЯ

А14. Правописание корней

Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.

Таким образом представлено задание А14 в демоверсии 2013 г.:
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
Что требуется от учеников: вычеркнув строки, где есть слова с чередующейся гласной в корне или слова с непроверяемой корневой безударной, требующей запоминания (словарное слово), выбрать ту строку, в которой ко всем словам можно подобрать однокоренные проверочные слова так, чтобы гласная в корне находилась под ударением (в сильной позиции) и слышалась отчётливо.
Что следует знать выпускникам для правильного выполнения задания:
·      правописание корней с проверяемой безударной гласной;  
·      правописание корней с чередующейся гласной;
·      словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова.
ПРИМЕРЫ: сериал – серИйный, выстиранный – стИрка, смиренный – смИрный, зачарованный – чАры, честолюбивый – чЕсть, просвещение – свЕт, посвящение – свЯтость, благословление – блАго, слОво.
                Проверка безударной гласной в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова. Для этого нужно:
·      у существительных изменить число: весна – вЁсны, паруса – пАрус;
·      у прилагательных заменить полную форму краткой: нагой – он нАг, босой – он бОс;
·      у глаголов:
а) изменить число: я брожу – мы брОдим;
б) изменить время: показал – мы покАжем;
в) изменить род у глаголов прошедшего времени: отвела – отвЁл.
При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:
·      старожил нашего города (= стАрый житель) – он сторожил склад     (= стОрож);
·      умолять о пощаде (= он мОлит) – умалять значение (= делать мАлым);
·      частота пульса (= пульс чАстый) – чистоплотная хозяйка (= она всё чИстит); честолюбивая личность (= он предпочитает чЕсть);
·      покарать врага (= кАра) – покорить природу (= сделать её покОрной); честолюбивая личность (= он предпочитает чЕсть).

2. Чередующиеся   гласные буквы в корне слова
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ   БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ  В  КОРНЯХ   СЛОВ

Корни
Основные условия выбора
Примеры
Исключе-ния
1.   Основное условие выбора гласной –
конечные согласные корня

АГ-  // ОЖ-
1.1.
- пишется  А, если корень оканчивается на Г;
- пишется О, если корень оканчивается на Ж.
полагать – положить
полог
ОС- //
АСТ- (-РАЩ-)
1.2.
- перед   С  пишется О,
- перед  СТ, Щ пишется  А.
вырос
растение – выращу
отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
-СКАК-  // -СКОЧ-
1.3.
- перед   К  пишется А,
- перед  Ч пишется  О.
скакать – проскочить
скачок, скачу, скачи
2.   Основное условие выбора гласной –
суффикс -А- после корня

ОС- //АС-
2.1.
- пишется А, если после корня следует суффикс -А-;
- пишется О, если после корня нет суффикса -а-.
касаться – коснуться

ЕР- //ИР-
ЕР- //ИР-
ЕР- //ИР-
ЕР- //ИР-
-БЛЕСТ-//-БЛИСТ-
-СТЕЛ- // -СТИЛ-
ЕГ- //  -ЖИГ-
ЕТ- //ИТ-
2.2.
- пишется И, если после корня следует суффикс -А-;
- пишется Е, если после корня нет суффикса -А-.
собирать – соберу
запирать – запереть
замирать – замереть
блистать – блестеть
зажигать – выжегший
вычитать - вычет
сочетать,
сочетание,
чета
ИМ- //Я-
ИН- //Я-
-КЛИН- // -КЛЯ-
ИН- //Я-
ИМ- //А-
ИН- //А-
ИН- //А-
2.3.
- пишется И, если после корня следует суффикс -А-.
занимать – занять
сминать – смять
проклинать – проклясть
распинать – распять
сжимать – сжать
начинать – начать

3.     Основное условие выбора гласной –
место ударения

АР- //ОР-
3.1.
- в безударном положении – А, - под ударением –
и  А, и О.
заря – зарево, зорька
зоревать (не спать на заре)
-ГОР- //АР-
3.2.
- в безударном положении – О,
- под ударением – А.
загорать – загар
выгарки, изгарь, пригарь
-КЛОН- // -КЛАН-
3.3.
- в безударном положении – О,
- под ударением – и  А, и О.
поклоняться – кланяться – поклон

-ТВОР- // -ТВАР-
3.4.
- в безударном положении – О,
- под ударением – и  А, и О.
творец – тварь – творчество
утварь
-ПЛАВ- // -ПЛОВ-
3.5.
- в безударном положении  пишется А.
поплавок – на плаву – плавать.
Запомните: плывун(ы)
пловец, пловчиха, пловцы
4.     Основное условие выбора гласной –
лексическое значение корня

АК- //ОК-
4.1.
- слова с корнем ак- имеют значение «опускать, погружать в жидкость»;
- слова с корнем ок- имеют значение «пропускать жидкость».
обмакнуть в клей – сапоги промокают
Запомните:
промокательная бумага, промокашка

АВН- // -РОВН-
4.2.
- слова с корнем авн- имеют значение «равный, одинаковый, совершенно сходный, такой же (по размеру, росту, качеству и т.д.)»;







- слова с корнем овн- имеют значение «ровный, гладкий, без шероховатостей; всегда одинаковый».
сравнить величины, равняться на лучших
Запомните:
- равнение в строю,
- подравнять ряды,
- равняйсь и т.д. – всё, что имеет отношение к построению

подровнять клумбу, выровнять характер

уровень,
поровну











равнина

3. Непроверяемые безударные в корне слова
                Список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания:
АПЕЛЛЯЦИЯ, АНОМАЛИЯ, АНТОГОНИЗМ, АПАРТАМЕНТЫ, АВАНТЮРА, АДВОКАТ, АПЛОДИСМЕНТЫ, БОЙКОТ, ВАКАНСИЯ, ВАТРУШКА, ВЕТЕРИНАР, ГОРИЗОНТ, ГАБАРИТЫ, ГАРНИЗОН, ДЕЗЕРТИР, ДЕФИЦИТ, ДЕКЛАРАЦИЯ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ИЖДИВЕНЕЦ, КОВАРНЫЙ, МЕРИДИАН, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ПАРОЛОН, КАТАСТРОФА, КОМБИНЕЗОН, КОРИФЕЙ, КОМПОНОВАТЬ, КАРНАВАЛ, КАМОРКА, КОМФОРКА, ЛИНОЛЕУМ, МЕЦЕНАТ, МОТИВИРОВАТЬ, НОСТАЛЬГИЯ, НАВАЖДЕНИЕ, ПРИМИТИВНЫЙ, ПАНОРАМА, ПАРАДОКС, ПРИВИЛЕГИЯ, ПАЛИСАДНИК, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ, ПЕССИМИСТ, РЕСТАВРИРОВАТЬ, СЕРТИФИКАТ, СТИПЕНДИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТ.
Алгоритм выполнения задания А14:
1. Внимательно прочитайте каждую строку и найдите слова с чередующейся гласной в корне: ГОР / ГАР; ЗАР / ЗОР; КЛАН / КЛОН;   ТВАР / ТВОР;  ЛАГ / ЛОЖ; БЕР / БИР; ПЕР / ПИР; ДЕР / ДИР; МЕР / МИР; БЛЕСТ / БЛИСТ; СТЕЛ / СТИЛ; ЖИГ / ЖЕГ; ЧЕТ / ЧИТ; КАС / КОС;       РАСТ / РАЩ / РОС; СКАК / СКОЧ; МАК / МОК; РАВН /РОВН.
2. Если вы нашли строку, в которой есть слова с чередующимися гласными в корне, то можете её вычеркнуть, т.к. она не будет являться правильным ответом.
3. Подберите проверочные слова к каждому из слов, оставшихся в остальных строках, помня о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в корне которых требует запоминания.
4. Если вы нашли строку, в которой есть словарное слово, то также можете её вычеркнуть, т.к. она не является правильным ответом.
5. Если к каждому из слов в конкретной строке вам удалось подобрать проверочное, в котором неясный гласный звук попал под ударение и отчётливо слышится, то вы нашли правильный ответ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий