БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

среда, 8 мая 2013 г.

Задание А26



Задание А26. 
Знаки препинания в сложном предложении
с разными видами связи



Рассмотрим, как задание А26 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
1) 1, 2, 3, 4       2) 1, 2        3) 3, 4        4) 2
     Ваш ответ 1? Правильно.
Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.

В этом задании обычно или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или СПП с последовательным подчинением придаточных.
Что требуется от учеников: знание темы «Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация на стыке союзов».

1. Пунктуация на стыке союзов
Так как в этом задании присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.
Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами:
·      -  между двумя подчинительными союзами;
·      -  между сочинительным и подчинительным союзом.
Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др.
Запятая НЕ ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.
Сравните два примера:
1) Д.С. Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим, придёт память на правила хорошего поведения.
2) Д.С. Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим, то придёт память на правила хорошего поведения.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО + ЕСЛИ). В первом предложении у союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ). Во втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ...ТО), поэтому на стыке союзов НЕ ставим запятой   (ЧТО ЕСЛИ).

2. Пунктуация перед союзом И в сложном предложении
В задании А26 бывает ещё одна трудность: пунктуация перед союзом И.
Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком – нет (знаки препинания не расставлены):
     1) Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.
2) В этот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.
В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры (1) запятая не ставится. На месте цифры (2) мы поставим запятую: это стык союзов         И + ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде союза ТО. На месте цифр (3) и (4) также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный ответ: 2,3,4.
Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа «мы ужинали», вторая грамматическая основа «девочка сказала»), поэтому на месте цифры (1) ставится запятая. На месте цифры (2) также следует поставить запятую: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр (3) и (4) тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный ответ: 1,2,3,4.

               Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:
1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите границы простых частей в составе сложной синтаксической конструкции.
3. Посмотрите, как эти простые части связаны между собой.
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия определите, что он соединяет:
·       если союз И соединяет однородные члены, то перед ним запятая не ставится;
·       если союз И соединяет простые предложения, то перед ним запятая ставится.
5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одну простую часть) в виде слов ТО, НО и др.:
·       если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
·       если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др., запятая не ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите границы между главной и придаточной частями и на их месте поставьте запятые.

Комментариев нет:

Отправить комментарий