БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

вторник, 17 декабря 2013 г.

В8. Стилистические фигуры речи

В8. Речь.
Языковые средства выразительности.
Часть 2. 
Стилистические фигуры речи

Это особые синтаксические конструкции, используемые в художественной речи для усиления её образности и выразительности.
Виды
стилистических фигур:
анафора, антитеза, бессоюзие, градация, 
именительный темы, 
инверсия, лексический повтор,
многосоюзие, оксюморон,
параллелизм, разговорные синтаксические конструкции, 
риторический вопрос, риторическое восклицание, 
риторическое обращение, умолчание,
эллипсис, эпифора.

Л Е К С И Ч Е С К И Й   П О В Т О Р

        Лексический и синтаксический повторы –   упорядоченное повторение слова, словосочетания и даже большей синтаксической единицы (предложения или его части).´

     И сейчас же щётки, щётки
     Затрещали, как трещотки,
     И давай меня тереть,
     Приговаривать:
     «Моем, моем трубочиста
     Чисто, чисто, чисто, чисто!
     Будет, будет трубочист
     Чист, чист, чист, чист
              (К. Чуковский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней
                              (Б. Окуджава)

А Н А Ф О Р А

        Анафора (единоначатие) [< греч. anaphora вынесение]  –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция – повтор звуков, слов и оборотов в начале строк, предложений.

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
                        (Ф. Тютчев)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
                 (С. Есенин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
 Клянусь я первым днём творенья,
     Клянусь его последним днём,
     Клянусь позором преступленья
     И вечной правды торжеством.
                    (М.Ю. Лермонтов) ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Всё моё, сказало злато;
Всё моё, сказал булат.
Всё куплю, сказало злато;
Всё возьму, сказал булат.
             (А.С. Пушкин)

Э П И Ф О Р А

        Эпифора (концовка) [< греч. epi после +  phoros несущий, вынесение]  –  стилистическая фигура – 
– синтаксическая конструкция - повторение слов или словосочетаний в конце строк или смежных отрывков текста.

   Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
   Нищих, как ночь, сыновей.
                                (М. Цветаева)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Деточка, все мы немножечко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
                        (В.Маяковский)

А Н Т И Т Е З А

        Антитеза [< греч. antithesis  противоположение]  –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, основанная на резком противопоставлении понятий, образов.

Лето – припасиха, зима – прибериха. (Пословица) …………………………………………………………………………………………………………………
     Познай, где свет, –  поймёшь, где тьма
                                   (А. Блок)
…………………………………………………………………………………………………………………
     Я – одинокий сын земли,
     Ты – лучезарное виденье.
                    (А. Блок)
…………………………………………………………………………………………………………………   
 Со всеми буду я смеяться,
     А плакать не хочу ни с кем.
                  (А.С. Пушкин)

О К С Ю М О Р О Н

        Оксюморон [< греч. oxymoron остроумно-глупое]  – стилистическая фигура, – синтаксическая конструкция, состоящая из двух противоречащих друг другу понятий, логически исключающих друг друга.

     - Смерть ради жизни; честный вор; сон наяву; далёкое близкое; богатый нищий.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………       
 Порой влюбляется он страстно
     В свою нарядную печаль.
                  (М.Ю. Лермонтов)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     О как мучительно тобою счастлив я!
                          (А.С. Пушкин)

И Н В Е Р С И Я

        Инверсия  [< греч. inversio  перестановка]  –  стилистическая фигура – – синтаксическая конструкция - обратный порядок слов в предложении, используемый для усиления выразительности речи.

     Белеет парус одинокий
     В тумане моря голубом!..
         (М.Ю. Лермонтов)
[Одинокий парус белеет
В голубом тумане моря.]
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     Любите ли вы театр… всеми силами души вашей?            (В.Г. Белинский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие. (И.А. Гончаров)


С И Н Т А К С И Ч Е С К И Й  
П А Р А Л Л Е Л И З М

        Синтаксический параллелизм –  стилистическая фигура, – синтаксическая конструкция, основанная на одинаковом синтаксическом построении соседних предложений или отрезков речи.

     Молодым везде у нас дорога,
     Старикам везде у нас почёт.
               (В. Лебедев-Кумач)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     Я звал тебя, но ты не оглянулась,
 Я слёзы лил, но ты не снизошла.
                               (А.Блок)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Наклонился над баранкой,
         Смолк шофёр,
Уснул шофёр.
                    (А.Твардовский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Книга – хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник эстетических раздумий.

Р И Т О Р И Ч Е С К И Й   В О П Р О С

       Риторический вопрос –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, представляющая собой вопросительное предложение, имеющее смысл усиленного эмоционального утверждения или отрицания. Риторический вопрос не требует ответа.
    
Что день грядущий мне готовит? (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!(Н.В. Гоголь)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
А в какое время года легче гибнуть на войне? (А.Твардовский)
…………………………………………………………………………………………………………………

Кто же не радовался солнечному лучу?

Р И Т О Р И Ч Е С К О Е   О Б Р А Щ Е Н И Е

       Риторическое обращение –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция,содержащая подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

     Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой!
                        (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Праздник близок, мать-Россия!  (А.Твардовский)

Р И Т О Р И Ч Е С К О Е   В О С К Л И Ц А Н И Е

Риторическое обращение –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, содержащая такое построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.

О времена, о нравы! (Цицерон)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Да так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
                         (А.Блок)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!    (И.С. Тургенев)

М Н О Г О С О Ю З И Е

        Многосоюзие –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, состоящая в намеренном повторении союзов, соединяющих однородные члены предложения или части сложного предложения для усиления выразительности речи.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.(Н.В. Гоголь)

Б Е С С О Ю З И Е

        Бессоюзие –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между однородными членами простого предложения или частями сложного предложения.

     Швед, русский – колет, рубит, режет,
     Бой барабанный, клики, скрежет,
     Гром пушек, топот, ржанье, стон…
                           (А.С. Пушкин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
    И опять в мире тьма, холод, утомление… (И. Бунин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Встали танки, кухни, пушки,
Тягачи, грузовики,
Легковые – криво, косо,
В ряд, не в ряд, вперёд, назад.
                     (А.Твардовский)

Г Р А Д А Ц И Я

        Градация [< лат. gradatio ступень, степень]  –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, состоящая из ряда слов, каждое из которых усиливает значение предыдущего слова с целью наращивания или ослабления смыслового и эмоционального значения.

     Не жалею, не зову, не плачу,
     Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
                             (С. Есенин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     Страшный бой идёт, кровавый.
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
                   (А.Твардовский)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней.(А. Толстой)

П А Р Ц Е Л Л Я Ц И Я

        Парцелляция [< лат. partis  часть]  –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, построенная на интонационном и синтаксическом расчленении высказывания.

     И вечные французы…
Когда избавит нас творец
От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
        (А.С.Грибоедов) ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
    Жена называла его – Чудик. Иногда ласково.
   (В. Шукшин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     Эта теория многократно проверена практикой. И нашей, и зарубежной.(Из газет)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот!   (Д. Гранин)

Э Л Л И П С И С

        Эллипсис [< греч. ellipsis  выпадение, опущение]  –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, связанная с опущением несущественных слов для усиления роли оставшихся.

     Стар – на совет, молод – на брань.
     Кремень на кремень – искра.(Пословицы)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
     Облака – вокруг, купола – вокруг. (М. Цветаева)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мёртвому – дроги,
Каждому – своё.
                (М.Цветаева)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Я за свечку, свечка – в печку. (К. Чуковский)

У М О Л Ч А Н И Е

        Умолчание  –  стилистическая фигура – синтаксическая конструкция, в которой автор сознательно опускает какие-либо члены предложения, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

В дамах города N больше всего замечательно было то Даже страшно, совсем не подымается перо (Н.В. Гоголь)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………  
 А вечером, когда куры
     Обсиживали шесток,
     Вышел хозяин хмурый,
     Семерых всех поклал в мешок.
     По сугробам она бежала,
     Поспевая за ним бежать
     И так долго, долго дрожала
     Воды незамёрзшей гладь.
                   (С. Есенин)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………  
   Я страдал Я хотел ответа Не дождался Уехал (С. Есенин)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………
К любым чертям с матерями катись
Любая бумажка,
                            Но эту
                          (В.В.Маяковский)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ

    Именительный темы (представления)фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А.С. Пушкин)

…………………………………………………………………………………………………………………………
Ах,Франция! Нет в мире лучше края! (А.С. Грибоедов)
…………………………………………………………………………………………………………………………   
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А.С. Пушкин)


РАЗГОВОРНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

       Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля.

С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………  
  Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
   Тебе говорят-говорят – и все без толку!



     ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ


       Вопросно-ответные конструкции - неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь.

     - Какие новости? – спросил офицер.
     - Хорошие!
       ………………………………………………………………………………………………………………………………
       ОДНОСОСТАВНЫЕ, НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: 
      Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. … Ни одного мазка, — слышу я слова. — Нет мазков. Как живая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий