БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

понедельник, 2 декабря 2013 г.

Средства связи предложений в тексте



Задание В7. 


Средства связи предложений в тексте






В задании В7 может быть предложена следующая формулировка задания:
     Среди предложений 14–17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Укажите номер этого предложения:
     (14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию – позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой коры головного мозга – левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны – показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним.

     Ваш ответ (17)? И это верно. «Активность этой зоны»: указательное местоимение «этой» и лексический повтор «зоны»
     Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.
     Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

Лексические средства связи, востребованные в
задании В7.
Лексические повторы (слов и словосочетаний), в т.ч. повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов.
«…будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя»
(Д.С. Лихачёв).
Синонимы и синонимические замены (в т.ч. синонимические и описательные обороты).
«Меня не удовлетворяют словарные объяснения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «Скупость, корыстолюбие» (Д.С. Лихачёв).
Контекстные синонимы.
«Жадность – это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества»
(Д.С. Лихачёв).
Антонимы, в т.ч. контекстные.
«Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей, а не несчастными, живущими скучной жизнью, растворяющими себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях» (По Д.С. Лихачёву).
морфологические средства связи, востребованные в задании В7.

Союзы.
«Чем больше человек окружён духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность.
А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Ибо знания всё растут и усложняются» (Д.С. Лихачёв).
Использование личных, указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
«Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – всё то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Всё это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей»
(Д.С. Лихачёв).
Использование наречий.
«Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни»
(Д.С. Лихачёв).
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий.
Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
К СИНТАКСИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ СВЯЗИ ОТНОСЯТСЯ:

Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений.
«Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура» (Д.С. Лихачёв).
Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения.
«Разумеется, ни одна метафора в силу своей первоначальной многозначности, не может полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый образ кажется немного неудачным» (Д.С. Лихачёв).
Использование неполных предложений.
Почему это так?
Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов.
«Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека» (Д.С. Лихачёв).

Для выполнения задания В7 используйте следующий АЛГОРИТМ:

1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, т.к. именно они наиболее востребованное средство связи в тестах задания В7.
2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, т.е. рассматриваемое вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения.
3. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предыдущего предложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий