БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

понедельник, 15 октября 2012 г.



А20. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом
предложении с однородными членами



Рассмотрим, как задание А20 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.

Формулировка задания: укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
     Горел яркий костёр ( ) и дорогу заносило дымом.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Ваш ответ 2)? Правильно!

Это предложение сложносочинённое, состоит из двух простых частей, которые соединяет сочинительный союз И. Первое предложение двусоставное (грамматическая основа «костёр горел»), второе – односоставное (грамматическая основа «заносило»), безличное, распространённое. На границе двух простых частей в составе ССП мы ставим запятую перед союзом И.
Что требуется от учеников: знание темы «Пунктуация в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами».
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
В этом задании проверяется знание трёх пунктограмм:
1. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет союз И.
2. Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.
3. Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
Для выполнения этого задания используйте следующий АЛГОРИТМ:
1. Выделите грамматические основы в предложении (это действие сразу поможет вам определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
·       простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
·       сложное (в нём две или более грамматических основы).
2. Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:
·       если в предложении есть однородные сказуемые, то названное ими действие производит ОДНО лицо;
·       если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
3. Определите, нужно ли запятая перед союзом И:
·       запятая нужна, если предложение сложносочинённое;
·       запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными союзом И.
Приведём примеры предложений с однородными членами, соединёнными одиночным союзом сочинительным союзом:
·       Человек рождается и оставляет по себе память (Д.С. Лихачёв).
·       Нет ничего более неприятного в облике человека, чем важность или шумливость (Д.С. Лихачёв).
·       В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности либо внести радость, свет (Д.С. Лихачёв).
·       Интеллигентность – это способность к пониманию, воспитанию да терпимое отношение к людям (Д.С. Лихачёв).
ПРИМЕЧАНИЯ:
В некоторых случаях запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении НЕ ставится:
     1. Если простые предложения в составе сложносочиненного имеется общий второстепенный член:
     Во множестве правил нельзя путаться учителям И не нужно пропадать ученикам.
     2. Если простые предложения в составе сложноподчинённого  имеют общее придаточное предложение:
     (Когда выглянуло солнце), [море перестало штормить] И [все побежали купаться].
     3. Если простые предложения в составе сложносочинённого  имеют общее вводное слово:
     Возможно, душевная слабость ведёт к физической слабости И долголетний опыт меня в этом убедил (Д.С. Лихачёв).
     4. Если в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения:
     Чтение классики И обучение грамоте.
     5. Если в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:
     Забудьте об обидах И будьте умны.
     6. Если в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
     Будем лечиться ИЛИ пусть живёт?
     7. Если в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
     Искусство идёт от человека к человеку И оно служит единению душ! (Д.С. Лихачёв).
     8. Если в состав сложносочинённого предложения входят два безличных предложения, имеющие синонимичные слова в составе сказуемых:
     Нужно быть добрее своих принципов И надо быть умнее своих теорий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий