А20. Пунктуация в сложносочиненном
предложении и простом
предложении с однородными
членами
Рассмотрим,
как задание А20 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А20. Укажите
правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М.В.
Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в
дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской
науки.
1)
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое
предложение с общим для частей второстепенным членом,
перед союзом И запятая не нужна.
3)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4)
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Для подготовки материала данного задания использован сборник
«ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный
экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена.
Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин.
Москва. «Интеллект-Центр»,
2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.
Формулировка
задания: укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия
в предложении:
Горел
яркий костёр ( ) и дорогу заносило дымом.
1)
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое
предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое
предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое
предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Ваш ответ 2)?
Правильно!
Это
предложение сложносочинённое, состоит из двух простых частей, которые соединяет
сочинительный союз И. Первое
предложение двусоставное (грамматическая основа «костёр горел»), второе –
односоставное (грамматическая основа «заносило»), безличное, распространённое.
На границе двух простых частей в составе ССП мы ставим запятую перед союзом И.
Что требуется от
учеников: знание темы «Пунктуация в сложносочинённом предложении и в
простом предложении с однородными членами».
Что следует знать
ученикам для правильного выполнения задания:
В
этом задании проверяется знание трёх пунктограмм:
1.
Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет союз И.
2. Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.
3.
Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
Для выполнения этого
задания используйте следующий АЛГОРИТМ:
1. Выделите
грамматические основы в предложении (это действие сразу поможет вам определить,
какая перед вами синтаксическая конструкция):
·
простое предложение (в нём одна грамматическая
основа);
·
сложное (в нём две или более грамматических основы).
2. Помните о
том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от
сложносочинённого:
·
если в предложении есть однородные сказуемые, то
названное ими действие производит ОДНО лицо;
·
если предложение является сложносочинённым, то в нём
РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
3.
Определите, нужно ли запятая перед союзом И:
·
запятая нужна, если предложение сложносочинённое;
·
запятая не нужна, если предложение простое с
однородными членами, соединёнными союзом И.
Приведём примеры предложений с
однородными членами, соединёнными одиночным союзом сочинительным союзом:
·
Человек
рождается и оставляет по себе память
(Д.С. Лихачёв).
·
Нет ничего
более неприятного в облике человека, чем важность или шумливость (Д.С. Лихачёв).
·
В общество
человек может принести с собой атмосферу подозрительности либо внести радость, свет (Д.С. Лихачёв).
· Интеллигентность – это способность к пониманию,
воспитанию да терпимое отношение к
людям (Д.С. Лихачёв).
ПРИМЕЧАНИЯ:
В некоторых
случаях запятая перед союзом И в
сложносочинённом предложении НЕ ставится:
1.
Если простые предложения в составе сложносочиненного имеется общий
второстепенный член:
Во множестве правил нельзя путаться учителям И не нужно пропадать ученикам.
2.
Если простые предложения в составе сложноподчинённого имеют общее придаточное
предложение:
(Когда
выглянуло солнце), [море перестало штормить] И
[все побежали купаться].
3.
Если простые предложения в составе сложносочинённого имеют общее вводное слово:
Возможно, душевная слабость ведёт к физической слабости И долголетний опыт меня в этом убедил (Д.С. Лихачёв).
4.
Если в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения:
Чтение
классики И обучение грамоте.
5. Если в состав сложносочинённого
предложения входят побудительные предложения:
Забудьте
об обидах И будьте умны.
6.
Если в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные
предложения:
Будем
лечиться ИЛИ пусть живёт?
7. Если в состав сложносочинённого
предложения входят восклицательные предложения:
Искусство
идёт от человека к человеку И оно
служит единению душ! (Д.С. Лихачёв).
8.
Если в состав сложносочинённого предложения входят два безличных
предложения, имеющие синонимичные слова в составе сказуемых:
Нужно
быть добрее своих принципов И надо
быть умнее своих теорий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий