А9. Предложение. Грамматическая (предикативная)
основа
предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Для подготовки
материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их
выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр»,
2012.
Выражаю благодарность
авторам и издательству.
Формулировки вопроса: какие слова
являются грамматической основой в указанном предложении; какое сочетание слов
не является грамматической основой в одном из предложений; какое из слов
является подлежащим в одном из предложений.
Прочитайте текст (приведен фрагмент текста):
… (2)К
этой гипотезе, родившейся в конце 19 века, не относились серьёзно до тех пор,
пока первые полёты космических аппаратов к Меркурию не выявили особенности его
внутреннего строения, которые заставили учёных предположить, что Меркурий
сформировался не на своей орбите, как другие планеты. (3)Более того, точные
расчёты процесса формирования планет привели к заключению, что Меркурий вообще
не мог образоваться там, где он сейчас находится.
Какие слова являются грамматической основой
в предложениях текста?
1)
Полёты не относились (предложение 2)
2)
Заставили предположить (предложение 2)
3)
Меркурий находится (предложение 3)
4)
Меркурий не мог образоваться (предложение 3)
Правильный
ответ: 4
Что требуется от выпускников:
помня
о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке,
правильно выделить грамматическую(-ие) основу(-ы) в указанных предложениях.
Что
следует знать ученикам для правильного выполнения задания: способы выражения
подлежащего и сказуемого в русском языке.
1. Чтобы правильно выделить ПОДЛЕЖАЩЕЕ, надо помнить о том, что
·
подлежащее обозначает производителя действия и
отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Слова мне,
тебе, ему, ей, нам, вам, им, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос
КОМУ? подлежащими не являются.
Мне
надо доделать упражнение. МНЕ – это тот, кто производит действие,
названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, т.к. отвечает на
вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?;
·
в придаточной части сложноподчинённого предложения в
роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ,
КОТОРЫЕ.
В комнате
были дети, которые не обращали на взрослых никакого внимания. КОТОРЫЕ –
это подлежащее, т.к. отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие
«не обращали внимания» производят дети, о которых говорится в первой части СПП.
· В придаточной части сложноподчинённого предложения в
роли подлежащего нередко выступают союзное слово ЧТО.
Она не
любила всё, что было связано с футболом. ЧТО – подлежащее, т.к. отвечает на
вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «всё», которое производит действие «было
связано»;
·
подлежащее может быть выражено любой частью речи, но
в большинстве случаев – именем существительным или местоимением в именительном
падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из
одного слова, но и быть представлено словосочетанием:
1)
слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже: В вазе лежали шесть груш. На съезде
присутствуют около двухсот делегатов. У любознательных учеников
возникает масса вопросов.
2)
слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в творительном падеже: Сестра с братом учатся в одной школе.
2. Чтобы правильно выделить СКАЗУЕМОЕ, надо помнить о том, что
·
сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на
вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ
ПРЕДМЕТ?;
·
сказуемые бывают простыми и составными.
Простое глагольное
сказуемое может быть выражено:
·
глаголом в форме изъявительного, повелительного или
условного (сослагательного) наклонения: Она
поёт. Он будет петь. Она споёт. Пусть она споёт. Давай спой! Спела бы ты.
·
инфинитивом: Жить
– родине служить. Как заиграет
музыка, мальчонка сразу плясать.
·
Фразеологизмом (устойчивым сочетанием): Он принял
участие в конференции (= участвовал).
Примечания:
1. Простое глагольное
сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из
двух слов, если глагол употреблён в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме
повелительного наклонения (пусть читают).
2. Следует избегать
распространённых ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:
·
Нередко ученик забывают включать в состав сказуемого
частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, ДА, БЫ, образующие формы повелительного и условного
(сослагательного) наклонения: Пусть всегда будет солнце! Давай поговорим об этом завтра. Я бы не пошёл.
· Ошибочно
включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. Нельзя в качестве сказуемого выделять
словосочетание «созревают в плодах», т.к. «в плодах» - это обстоятельство
места.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
· Вспомогательный
глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.
А)
вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия +
инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает
смеяться. Мы закончили выполнять
упражнение. Я перестал бегать по
утрам.
Б)
вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться.
Он стремится много тренироваться.
В)
вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Я боялся
опоздать на экзамен. Мы любим
много путешествовать.
· Краткое
прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН,
ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Учёные согласны провести повторный
эксперимент. Вы должны немедленно приехать.
· НАДО,
НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно
срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку.
Обратите
внимание:
Инфинитив не включается в состав сказуемого, а является
второстепенным членом, если:
А) вспомогательный глагол и инфинитив обозначают действия разных
лиц: Все просили её спеть. Подлежащее «они» совершает только действие,
названное глаголом «просили». «Спеть» же должна «она». Инфинитив «спеть» в
данном предложении является дополнением.
Б) инфинитив зависит от глагола движения: Я пришёл узнать расписание
консультаций к экзаменам. Инфинитив «узнать» употреблён при глаголе
движения «пришёл» и является обстоятельством цели.
В) к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на него. «Охота» КАКАЯ? странствовать.
Это несогласованное определение.
Итак,
инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а
также может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы
определить синтаксическую функцию инфинитива, нужно задать к нему смысловой
вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения,
если же нет – перед нами часть составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
· Глагол-связка
+ именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Моя мать – врач.
Глагол-связка
выражает грамматическое значение сказуемого.
Именная
часть выражает лексическое значение сказуемого.
А) Глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ,
БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным
будет.
Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ,
СДЕЛАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является
хозяйкой этой машины. На улице становится
холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным.
В) Глагол-связка
со значением движения + именная часть: Осень
пришла дождливая. Он ушёл успокоенный.
Способы
выражения именной части
Чем выражена именная часть составного именного сказуемого
|
Примеры
|
Имя существительное
|
Моя сестра стала филологом. Снег как сахар.
|
Имя прилагательное (полное, краткое, в формах
степеней сравнения)
|
Иллюминация на фестивале
была великолепной. Этот процесс эффективен.
Одно обдуманное слово в тысячу раз дороже
тысячи необдуманных.
|
Имя числительное
|
Дважды два – четыре. Изба была третья с краю.
|
Местоимение
|
Твои слова – ничто. Кто же он на самом деле?
|
Причастие
|
Идея «Ревизора» была подсказана Гоголю Пушкиным.
Воздух сегодня опьяняющий.
|
Наречие
|
Как некстати было это воспоминание!
|
Алгоритм выполнения задания А9:
1) Выделите грамматические основы в предложении.
2) Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова
· РАД, ГОТОВ,
ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН
· НАДО,
НУЖНО, НЕОБХОДИМО
· ЯВЛЯТЬСЯ,
КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ,
ВЫГЛЯДЕТЬ
-
если это слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (ещё
одно слово), тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад
побывать на конференции. Надо мыть
руки перед едой. Моя сестра стала
филологом.
3)
Соотнесите их с предлагаемыми вариантами ответов.
4) Выберите правильный ответ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий