БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

понедельник, 18 марта 2013 г.

А9. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.


А9.  Предложение. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения


Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.

Выражаю благодарность авторам и издательству.

     Формулировки вопроса: какие слова являются грамматической основой в указанном предложении; какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений; какое из слов является подлежащим в одном из предложений.

     Прочитайте текст (приведен фрагмент текста):
     … (2)К этой гипотезе, родившейся в конце 19 века, не относились серьёзно до тех пор, пока первые полёты космических аппаратов к Меркурию не выявили особенности его внутреннего строения, которые заставили учёных предположить, что Меркурий сформировался не на своей орбите, как другие планеты. (3)Более того, точные расчёты процесса формирования планет привели к заключению, что Меркурий вообще не мог образоваться там, где он сейчас находится.
     Какие слова являются грамматической основой в предложениях текста?
1) Полёты не относились (предложение 2)
2) Заставили предположить (предложение 2)
3) Меркурий находится (предложение 3)
4) Меркурий не мог образоваться (предложение 3)
Правильный ответ: 4

Что требуется от выпускников: помня о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделить грамматическую(-ие) основу(-ы) в указанных предложениях.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

1. Чтобы правильно выделить ПОДЛЕЖАЩЕЕ, надо помнить о том, что
·       подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Слова мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ? подлежащими не являются.
Мне надо доделать упражнение. МНЕ – это тот, кто производит действие, названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, т.к. отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?;
·       в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
В комнате были дети, которые не обращали на взрослых никакого внимания. КОТОРЫЕ – это подлежащее, т.к. отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорится в первой части СПП.
·        В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзное слово ЧТО.
Она не любила всё, что было связано с футболом. ЧТО – подлежащее, т.к. отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «всё», которое производит действие «было связано»;
·       подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев – именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:
1) слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже: В вазе лежали шесть груш. На съезде присутствуют около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.
2) слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в творительном падеже: Сестра с братом учатся в одной школе.

2. Чтобы правильно выделить СКАЗУЕМОЕ, надо помнить о том, что
·       сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ?; 
·       сказуемые бывают простыми и составными.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
·       глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного (сослагательного) наклонения: Она поёт. Он будет петь. Она споёт. Пусть она споёт. Давай спой! Спела бы ты.
·       инфинитивом: Жить – родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
·       Фразеологизмом (устойчивым сочетанием): Он принял участие в конференции (= участвовал).
Примечания:
1. Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблён в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).
2. Следует избегать распространённых ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:
·       Нередко ученик забывают включать в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, ДА, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда будет солнце! Давай поговорим об этом завтра. Я бы не пошёл.
·       Ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. Нельзя в качестве сказуемого выделять словосочетание «созревают в плодах», т.к. «в плодах» - это обстоятельство места.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
·       Вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.
А) вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать по утрам.
Б) вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к  действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Он стремится много тренироваться.
В) вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Я боялся опоздать на экзамен. Мы любим много путешествовать.
·       Краткое прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Учёные согласны провести повторный эксперимент. Вы должны немедленно приехать.
·       НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку.

Обратите внимание:
Инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если:
А) вспомогательный глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц: Все просили её спеть. Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили». «Спеть» же должна «она». Инфинитив «спеть» в данном предложении является дополнением.
Б) инфинитив зависит от глагола движения: Я пришёл узнать расписание консультаций к экзаменам. Инфинитив «узнать» употреблён при глаголе движения «пришёл» и является обстоятельством цели.
В) к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на него. «Охота» КАКАЯ? странствовать. Это несогласованное определение. 
Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а также может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксическую функцию инфинитива, нужно задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения, если же нет – перед нами часть составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
·       Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Моя мать – врач.
Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.
Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
А) Глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным.
В) Глагол-связка со значением движения + именная часть: Осень пришла дождливая. Он ушёл успокоенный.

Способы выражения именной части
Чем выражена именная часть составного именного сказуемого
Примеры
Имя существительное
Моя сестра стала филологом. Снег как сахар.
Имя прилагательное (полное, краткое, в формах степеней сравнения)
Иллюминация на фестивале была великолепной. Этот процесс эффективен. Одно обдуманное слово в тысячу раз дороже тысячи необдуманных.
Имя числительное
Дважды два – четыре. Изба была третья с краю.
Местоимение
Твои слова – ничто. Кто же он на самом деле?
Причастие
Идея «Ревизора» была подсказана Гоголю Пушкиным. Воздух сегодня опьяняющий.
Наречие
Как некстати было это воспоминание!
Алгоритм выполнения задания А9:
1) Выделите грамматические основы в предложении.
2) Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова
·       РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН
·       НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО
·       ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ
- если это слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (ещё одно слово), тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Надо мыть руки перед едой. Моя сестра стала филологом.
3) Соотнесите их с предлагаемыми вариантами ответов.
4) Выберите правильный ответ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий