БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

пятница, 28 декабря 2012 г.

Итоги года в словах и антисловах

Патриотизм, стабильность, мимими
Уже больше полугода «Московские новости» спрашивают известных людей — политиков, актеров, режиссеров, журналистов, бизнесменов и общественных деятелей — об их языковых предпочтениях. Ксения Туркова проанализировала сказанное, чтобы понять, какие слова наши собеседники чаще всего называли ключевыми, какие вызывали у них ненависть, какие — раздражение, и было ли в ответах этих очень разных людей что-то общее.

Ключевые слова

Вопрос о ключевых словах всегда первый в нашей анкете. И, пожалуй, самый сложный. Многие собеседники, например Владимир Познер,  предпочитали вообще на него не отвечать. Тех же, кто все-таки брал на себя смелость препарировать таким образом действительность, можно условно поделить на две группы: одни называли ключевыми слова, отражающие какие-то актуальные явления (слово «протест», например), другие апеллировали к вечным ценностям (слова «милосердие», «мир», «любовь»).
Однако при этом все равно есть безусловный победитель: это слово «свобода». Его в качестве ключевого называл чуть ли не каждый третий наш собеседник. Важно, что «свобода» — такое слово, которое может быть отнесено к обеим группам — и к «актуальной» (борьба за свободу, протесты, право), и к «вечной».
На втором месте  — слово «милосердие», которое тоже оказалось в этом смысле двуликим. Вечное понятие именно в этом году стало особенно актуально из-за скандалов вокруг церкви, суда над Pussy Riot и — в конце года — шумихи вокруг «сиротского закона».
Определить обладателя третьего места не так легко – тут нет лидера по количеству упоминаний. Но бы отдала это место так называемым «волшебным словам». Некоторые наши собеседники, в частности актриса Лариса Гузеева и писатель Борис Акунин называли ключевыми слова «извините», «будьте добры», «пожалуйста», «вы позволите» и т.д. Они, прежде всего, имели в виду, что обществу не хватает этих слов и этих вежливых формул. То есть это то, что должно стать ключевым.
Ключевыми также называли следующие слова и словосочетания
Актуальные
Коррупция (растление – вариант Игоря Губермана), безопасность, церковь, креативный, самоорганизация, протест, гребаная цепь, стабильность (попало также в категорию антислов), адекватно (говорили, что обществу не хватает именно адекватности), бизнес, менеджер, выражение «на самом деле», демократия, прозрачный, горизонталь.
Вечные 
Ответственность, убежденность, позиция, гармония, терпимость, благоразумие, открытость, чуткость, мир, жизнь, семья, любовь, творчество, патриотизм (попало также в категорию слов, которые «надо изъять из русского языка»),  родина, братство, товарищество, вера (попало также в категорию антислов), народ, вопросы, правда, честность, достоинство, мироздание, мироощущение, нравственность, порядочность, культура, знания.

Антислова современности

С антисловами тоже не все получилось однозначно.  Одни причисляли к ним то, что вызывает неприятие, другие – то, что обесценилось, стало антисловом, хотя изначально им не было.
Но безусловным лидером стало слово «равнодушие» как главная примета времени.
Второе место делят прилагательные «элитный» (оно же, кстати, попало в категорию слов, которые надо изъять из русского языка) и «эффективный».
Далее слова не повторяются, поэтому определить третье место, как и в категории «Ключевые слова», трудно. Я бы отдала его слову «всепрощение». Его причисляли к категории антислов всего дважды. Но зато как! «Всепрощение — вот главное антислово». Эта фраза прозвучала из уст протоиерея Всеволода Чаплина в день приговора по делу Pussy Riot. Накануне «Московские новости», делая анонс рубрики, попросили угадать читателей, какое слово причислил к антисловам Всеволод Чаплин. И никто не угадал, что церковь назовет главным антисловом именно «всепрощение».
Антисловами также называли следующие слова и выражения
Слова, вызывающие неприятие
Предатель (антислово Михаила Ходорковского), волнительный, мимими, враги, сфоткаться, фотка, клерикализм, благополучие, комфорт, проект, валить, стабильность (попало также в категорию ключевых слов), троллить, сарказм, эгоизм, алчность, либеральная оппозиция (по версии Кристины Потупчик), визионерство, урбанистика, динамичный, перспективный, бизнесы, риски, вызовы, фразы «я вам наберу» и «до вас довели» (по версии Юрия Сапрыкина).
Слова, утратившие ценность
Профессионализм, патриотизм (попало также в категорию ключевых слов), родина, духовность, истина, суд, сильный, вера (попало также в категорию ключевых слов).

Раздражители

Отдельного вопроса про слова-раздражители мы обычно не задаем. Но при этом он как бы вшит в другие вопросы, например о лексике «своих и чужих» или об ошибках.  Безусловным лидером в этой категории можно назвать диминутивы. Бывший пресс-секретарь «Наших» Кристина Потупчик даже заявила, что всех, кто говорит «девонька» и «кисуля», надо отправлять на принудительное лечение.  Телеведущая Татьяна Лазарева призналась, что теряет над собой контроль, когда слышит, что «человечек пришел за денежкой» (эту точку зрения разделяет и ее муж Михаил Щац). На втором месте после диминутивов — выражение «по ходу». Его называли одним из главных раздражителей современной речи даже сами лингвисты. Так, по мнению Ирины Левонтиной, «по ходу» — главное слово-паразит современности, символизирующее уход от ответственности за свои слова.  А журналист Андрей Норкин сказал, что сочетание «по ходу» вообще не имеет права на существование.
Замыкает тройку лидеров слово «прикольно».
Далее идут слова и выражения: кушать, пипец,  рукопожатный, новые медиа, порешать вопрос, блин, озвучить, по одной простой причине, я вас услышал, быдло, плебс, анчоусы. Попал в раздражители и «когнитивный диссонанс».

Ошибки

Тройку ошибок-лидеров, которые раздражают абсолютно всех, можно представить так: ударение  «звОнит» - первое место, путаница с «одеть» и «надеть» - второе, неразличение «-ться» и «-тся» занимает почетное третье.  Непростительными ошибками-индикаторами неграмотности наши собеседники также называли варианты «извЕни», «в отсутствиЕ», «будуЮщее», «прИемник» (вместо «преемника»), «лОжить» и «я повешала».  Многие говорили о девальвации запятой и тенденции к несклонению числительных.

Слова-изгои

Почти все наши собеседники на вопрос «Какие слова вы бы изъяли из русского языка?» реагировали с легким недоумением и отвечали просто: «Ничего». Однако несколько предложений все же прозвучало. Так, писатель Денис Драгунский признался, что хотел бы избавиться от слов «элитный», «эксклюзивный», VIP, «де люкс», «гламурный». Журналист Ольга Романова изъяла бы глагол «является» («Путин является отцом нации»).  Протоиерей Всеволод Чаплин хотел бы запретить рекламный слоган «Бери от жизни все!» В расстрельный список также попали следующие слова и выражения: как бы, типа, прикинь, ручное управление, самодержавие, чайлдфри, никогда, патриот, формат, цена вопроса, однозначно, ваши проблемы, заколебал, прикольно и ладненько.

Две стороны медали

Любопытно, что были слова, которые попадали сразу в несколько «номинаций». Например, существительное «патриотизм» одни называли ключевым словом, а другие предлагали изъять его из русского языка.  «Стабильность» попала и в слова, и в антислова современности. Те, кто причислил ее к антисловам, говорили об ассоциациях с застоем и отсутствии движения вперед. Парадоксальным образом (хотя, в общем, все понятно) и в слова, и в антислова попала «вера». Некоторые наши собеседники убеждены: это слово сейчас потеряло свою истинную ценность.

Комментарий лингвиста

Ирина Левонтина, автор книги «Русский со словарем»
Материал, конечно, очень интересный. И заставляющий задуматься — о многом. И о том, какие люди все-таки разные и какие разные вещи их раздражают, восхищают, привлекают их внимание. И о том, как меняется время. Я заметила занятную вещь. Милосердие в тексте проходит по ведомству вечных понятий. И это кажется совершенно естественным. Но ведь многие хорошо помнят, что несколько десятилетий назад это было очень отмеченное слово, просто так его было употребить невозможно. Совсем оно не исчезало, и мы с удовольствием цитировали булгаковскую фразу о том, что милосердие стучится в сердца москвичей. Но не забыли мы и как убежденно Высоцкий-Жеглов произносил: «Милосердие — поповское слово». Как известно, название романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» телевизионное начальство отвергло, и фильм стал называться «Место встречи изменить нельзя».  А еще я обратила внимание на слово волнительный. Есть такие слова – козлы отпущения. Вот оно уже и не употребляется почти, во всяком случае мода на него давно прошла, а память о былом раздражении осталась. Точно так же есть «дежурные» ошибки. Часто люди, в общем-то, не очень обращают внимание на правильность речи, но вот  помнят про одеть-надеть, заОнишь, ложить и еще несколько ошибок - и всегда на них ссылаются, если надо обличить падение нравов и грамотности.  Кристине Потупчик не нравится словосочетание либеральная оппозиция (и с чего бы ей оно нравилось), а чудесный Норштейн ненавидит слово «благополучие». И почти все мы любим свободу. Это не может не радовать.
PS. В следующем году «Слово и антислово» обязательно продолжится. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий