БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

понедельник, 15 апреля 2013 г.

Задание В6. Сложное предложение



Задание В6.  
Сложное предложение 



Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.

Рассмотрим одно из заданий В6:
     Среди предложений 15-19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
     (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию – позитронно-эмиссионную томографию – для измерения активности мозга в различном состоянии. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зона – показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

     Надеемся на ваш верный ответ – предложение 16: Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга, которая ассоциируется с положительными эмоциями.
     Перед нами сложноподчинённое предложение, состоящее из трёх простых частей. Главное предложение представлено только сказуемым «оказалось». Это предложение односоставное, безличное, нераспространённое. От него мы задаём вопрос ЧТО? к придаточному предложению первой степени (что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга). Вопрос ЧТО? показывает: перед нами придаточное изъяснительное. Оно двусоставное, осложнено однородными членами. От этого придаточного к следующему придаточному второй степени (которая ассоциируется с положительными эмоциями) можно задать вопрос КАКАЯ? Значит, второе придаточное является определительным и присоединяется к предыдущему при помощи союзного слова КОТОРАЯ.
     Такое соподчинение придаточных, при котором мы последовательно задаём вопрос от главного предложения к первой придаточной части, а от первой придаточной части ко второй, называется последовательным.

Что требуется от учеников: знать тему «Виды сложных предложений. Виды подчинения придаточных частей».
В этом задании требуется не только определить вид подчинения придаточных частей (последовательное, параллельное, однородное), но и найти СПП с определённым видом придаточной части.
Сложноподчинённое предложение предполагает наличие главной и придаточной(-ых) части(-ей). Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое находится только в придаточной части. От главного предложения задаётся вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного.
Установить границу главного и придаточного предложений достаточно легко: придаточная часть чаще всего начинается с подчинительного союза или союзного слова. Например: [Добрый поступок никогда не глуп], (ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата»).
Это сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено перед главным (в препозиции): (Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости), [то тем самым обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством]. Придаточное условия начинает предложение, затем следует главное.

Правильно определить вид придаточного вам поможет приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточного мы опираемся на вопрос, который задаём от главной части к придаточной.

Вид придаточного
Вопросы
Средства связи
Значение придаточного
Пример
Определи-
тельное
Какой? Какая? Какое? Какие?
Союзные слова который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда
Является определением
по отношению к существи-тельному или местоимению в главной части
- Не надо утомлять друзей шутками и остротами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям.
- Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.
Изъясни-тельное
Вопросы косвенных падежей
Союзы что, как, ли, будто, чтобы.
Союзные слова что, как, кто, какой, где, откуда…
Относится к глаголу в главной части и выражает добавочное разъяснение
- Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными.
Образа действия, меры и степени
Как? Каким образом? В какой степени?
Союзы как, словно, точно, будто, как будто…
Союзные слова как, сколько…
Относится к глаголу, наречию, существительному в главной части и выражает значения образа действия, степени
- Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место.
Места
Где? Куда? Откуда?
Союзные слова где, куда, откуда
Уточнение места действия
- Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе.
Времени
Когда? Как долго?
С каких пор?
Союзы когда, едва, пока, лишь, с тех пор как, в то время как, прежде чем…
Уточнение времени действия
- По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяя-ются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня.
Условия
При каком условии?
Союзы если, если бы, раз, ежели, коли, когда бы…
Указание на условие, при котором происходит действие, названное глаголом-сказуемым
- Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, он невоспитанный человек.
Причины
Почему? Отчего?
Союзы потому что, оттого что, так как, из-за того что, ибо…
Разъяснение причины
- …я обращаюсь главным образом к мужчине, главе семьи, потому что женщине действии-тельно нужно уступать дорогу… не только в дверях.
Цели
Зачем? Для чего? С какой целью?
Союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы
Назначение, цель действия, названного глаголом-сказуемым
- …не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом, чтобы у хозяев не было опасений.
Сравнитель-ное
Как?
Союзы как, словно, точно, будто, как будто, подобно, подобно тому как…
Сравнение двух действий, состояний
- Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем врать, юлить, обманывая тем самым прежде всего самого себя.
Уступитель-ное
Несмотря на что?
Вопреки чему?
Союзы хотя, хоть, пусть, пускай, несмотря на то что.
Союзные слова что ни, кто ни, как ни, где ни, когда ни
Указание на то, вопреки чему совершается действие
- Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям.
Следствия

Союз так что
Следствие, вывод, заключение
- Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых».
Присоедини-тельное

Союзные слова что (в им. И косвенных падежах), почему, зачем, отчего
Дополнитель-ная информация, замечания
- Мы в коридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.
     Для выполнения задания В6 (при определении вида придаточного) используйте следующий алгоритм:
1. Найдите грамматические основы сложноподчинённого предложения.
2. Установите границы главной и придаточной частей.
3. Задайте вопрос от главного предложения к придаточному и по вопросу определите вид придаточного.
4. Помните, что в некоторых случаях при определении вида придаточного можно ориентироваться на союз, при помощи которого придаточная часть присоединена к главной: ТАК ЧТО – союз, используемый только в придаточных следствия.
В задании В6 часто также нужно определить вид подчинения придаточных предложений.
Существует три вида подчинения придаточных предложений к главному: последовательное, однородное, параллельное (неоднородное).

     При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:
·       [1Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах»], (2потому что в книгах о хороших манерах редко объясняется), (3зачем нужны хорошие манеры).
К главному предложению [1] присоединяется придаточное причины (2), к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное (3).
·       (1Когда человек настолько уязвлён), (2что не в силах проявить великодушие), [3в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].
К придаточному времени (1) присоединяется придаточное степени (2).
При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:
·       (1Если человек не умеет понять другого) и (2если он вечно обижается на других), [3это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим].
Как видим, два придаточных условия относятся к главному предложению, оба придаточных отвечают на один и тот же вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? В данном СПП придаточные соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
·       [1В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (2что такое добро) и (3почему добрый человек внутренне красив).
При однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова, в данном случае ЧТО и ПОЧЕМУ.
·       [1Когда-то считалось неприличным показывать всем], (2что с вами произошло) и (3у вас горе).
В данном СПП второй союз при однородном подчинении опущен.
При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ (НЕОДНОРОДНОМ) подчинении придаточные относятся к одному главному, но являются разными по значению.
·       (1Если стремиться к высокой цели низкими целями), [2то неизбежно потерпишь крах], (3так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна).
Главное предложение – второе [2]. Первое придаточное (1)присоединяется к нему при помощи союза ЕСЛИ, вид этого придаточного – условия. Второе придаточное (3) присоединяется к главному при помощи союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к главному, но разные по значению (условия и следствия). Т.е. перед нами СПП с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
·       [1Тот, (2кто дожидается удачи), никогда не знает], (3будет ли он сегодня ужинать).
Оба придаточных: (2) и (3) – относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида (2 – определительное, 3 – изъяснительное), поэтому перед нами СПП с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

Если при выполнении задания В6 вы ищите в тексте указанный вид подчинения придаточных, помните, что вас должны интересовать лишь сложноподчинённые предложения с ДВУМЯ и более придаточными. Если в СПП только одно придаточное, оно не должно быть в поле вашего внимания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий