БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

суббота, 15 октября 2011 г.


Ещё раз об отражении позиции автора исходного текста


К 3
Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
1
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована.
0

Задачи
1.Верно сформулировать позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.
2. Не допустить фактических ошибок.

Если проблема текста - это вопрос, то пози­ция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.
Например: Рассказывая  о судьбе А. Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воп­лотить свои заветные мечты в жизнь.
Если позиция автора публицистического текста обычно выражена чётко и ясно, то выявление ав­торской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел ска­зать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуа­цию, поступки героев? Обратите внимание на сло­ва, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуж­дение - сочувствие, восхищение), дают отрица­тельную или положительную оценку описывае­мым фактам.
Достаточным считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый  ответ автора на поставленный им в тексте вопрос, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

Исходный текст
(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
- (3)Ты читал «Тома Сойера»?
- (4)Нет.
- (5)А «Вия»?
- (6)Нет.
- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.
(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты  и вовремя прочесть  все эти прекрасные книги.
(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
- (20)«Войну и мир» читал?
- (21)Смотрел в кино.
- (22)А «Белые ночи»?
- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.
(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (По С. Михалкову)

«Ключи» для экспертов:
Позиция автора:
1) общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности;
2) вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

Задание. Сравните и оцените по К3 приведенные ниже фрагменты сочинений учащихся по тексту С. Михалкова. Сравните с оценкой профессиональных экспертов.
Фрагмент 1. Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
Фрагмент 2. Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован.
Фрагмент 3. Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».
Фрагмент 4. Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов.
Фрагмент 5. Позиция автора такова, что если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь.
Фрагмент 6. Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям.

Оценка  экспертами фрагментов сочинений по К3 и ее обоснование
К фрагментам сочинений 1 - 3. Оценка –     1 балл. В приведённых выше примерах позиция автора по прокомментированной проблеме сформулирована верно; фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
К фрагментам сочинений 4 - 6. Оценка –     0 баллов. Позиция автора в данных работах сформулирована неверно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий