В 2012 году автор текста для акции "Тотальный диктант" -
писатель Захар Прилепин.
Писатель Захар Прилепин, который в этом году написал текст для акции
"Тотальный диктант", рассказал РИА Новости, что материал получился
достаточно сложным, на патриотическую тему, а испытывать его автор собирается
на собственном 13-летнем сыне.
Акция по массовой проверке грамотности "Тотальный
диктант" пройдет 21 апреля в 60 городах России и зарубежья, в ней примут
участие около 25 тысяч человек. С ее помощью все желающие проверить свою
грамотность смогут написать под диктовку текст на русском языке, специально
подготовленный Захаром Прилепиным. Первый "Тотальный диктант" прошел
в 2004 году в Новосибирском госуниверситете. В прошлом году диктант получил
национальную премию в области общественных связей "Серебряный
лучник". В разные годы текст диктанта готовили Борис Стругацкий, Дмитрий
Быков и Псой Короленко.
"Изначально
я, переживая о людях, которым придется все это на себе испытывать, осмысленно
написал текст простой. Но мои заказчики - организаторы "Тотального
диктанта" - придумали совершенно другую форму написания, которая заставила
меня забыть о любой простоте и писать так, чтобы максимально точно изложить мои
мысли. В силу этого текст получился достаточно сложным. Он еще в процессе
доделывания, но уже понятно, что написать его в качестве диктанта для многих
людей будет проблемно. В прошлом году только один процент написал диктант на
пятерку, а остальные - на двойку. Думаю, в этом году еще меньше людей получат
отличную оценку. Хотя, может, я и утрирую", - признался Прилепин.
По его словам, текст получился в три раза длиннее, чем у
предыдущих авторов "Тотального диктанта", из-за решения организаторов
сделать его трехчастным. Вместо трехсот слов, как у Стругацкого и Быкова, у
Прилепина получилось тысяча.
Он уверен, что смысл написанного будет понятен любому человеку,
которому больше 12 лет.
"Я собираюсь опробовать диктант на моем 13-летнем сыне. Папа
написал, пускай теперь сын расхлебывает. Он хорошо учится", - отметил
Прилепин.
Сам автор диктанта, по его признанию, до пятого класса был круглым
отличником, но в переходном возрасте, когда у него появились другие интересы,
школу забросил.
"Но эти интересы были связаны не с распитием горячительных
напитков, а с увлечением рок-музыкой, поэзией, литературой. Я забросил школу
ради филологической сферы. Зато потом поступил на филфак, и до третьего курса
был практически отличником. У меня средний бал - 4,7 и по русскому языку, и по
прочим предметам, связанным с лингвистикой. Так что этот диктант на четверку я
бы, наверное, написал. Во всяком случае, когда помогаю ребенку со школьными
заданиями, никогда не ошибаюсь", - добавил он.
По словам Прилепина, к идее упрощения грамматики русского языка он
относится плохо, считая что и так слишком много в современном обществе упрощается.
Текст Захара Прилепина состоит из трех частей: в
Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири писали первую часть, в
Западной Сибири, Казахстане и на Урале — вторую, в европейской части России и
странах зарубежной Европы — третью.
Захар Прилепин читал текст в Новосибирске. В Москве в число зачитывающих диктант вошли
известный писатель Дмитрий Быков, телеведущая Тина Канделаки. В Ульяновске
текст диктовал губернатор области Сергей Морозов.
Текст тотального диктанта
I часть диктанта
А вам не всё равно?
В последнее время часто
приходится слышать безапелляционные заявления, например: "Я ничего никому
не должен". Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей
самого разного возраста, в первую очередь молодых[1]. А пожившие и умудренные еще более
циничны в своих суждениях: "Не надо ничего делать, потому что, пока
россияне, забыв о завалившемся под лавку величии, тихо пьют, всё идет своим
чередом".
Неужели мы сегодня стали
более инертными и эмоционально пассивными, чем когда-либо? Сейчас это понять
непросто, в конечном счете время покажет[2]. Если страна под названием Россия вдруг
обнаружит, что она потеряла существенную часть своей территории и значительную
долю своего населения, можно будет сказать, что в начале нулевых нам,
действительно, было не до чего и что в эти годы мы занимались более важными
делами, чем сохранение государственности, национальной идентичности и
территориальной целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования на
безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере беспочвенны[3].
Тем не менее основания
для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом встречаются молодые люди,
которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много
ни мало как венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и
существование земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки
относились ко всему иначе.
Я вспоминаю своих
стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды на военных
своих фотографиях![4] И еще как счастливы были, что мы,
дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие и загорелые, расцветшие и
пережаренные на солнце[5]. Мы же почему-то решили, что предыдущие
поколения были нам должны, а мы, как новый подвид особей, ни за что не
отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.
Есть только один способ
сохранить данную нам землю и свободу народа - постепенно и настойчиво
избавляться от массовых пароксизмов индивидуализма, с тем чтобы публичные
высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему
своей Родины стали как минимум признаком дурного тона[6]. (314
слов)
[1] Допустимо: 1) ...немалое
количество людей самого разного возраста - в первую очередь
молодых; 2) ...немалое количество людей самого разного возраста, в первую
очередь -молодых.
[2] Допустимо: 1) Сейчас это понять
непросто: в конечном счете время покажет; 2) Сейчас это понять
непросто - в конечном счете время покажет.
[3] Допустимо: сетования на безразличие
граждан к судьбе Родины были, по меньшей мере, беспочвенны...
[5] Допустимо: 1) И еще - как
счастливы были...; 2) ...счастливы были, что мы - дети и внуки их -
путаемся среди них...
II часть диктанта
Мне - не всё равно
В последнее время
нередко звучат категорические высказывания типа: "Я никому ничего не
должен"[7]. Их повторяют многие, особенно молодые,
которые считают себя венцом творения[8]. Не случайно позиция крайнего
индивидуализма - признак едва ли не хорошего тона сегодня. А ведь прежде всего
мы существа общественные и живем по законам и традициям социума.
Чаще всего традиционные
российские сюжеты бестолковы: там привычно лопнула труба, здесь что-то воспламенилось
- и три района остались то ли без тепла, то ли без света, то ли без того и без
другого[9]. Никто давно не удивляется, потому что и
раньше вроде бы случалось подобное.
Судьба общества напрямую
связана с государством как таковым и действиями тех, кто им управляет.
Государство может попросить, настоятельно рекомендовать, приказать, в конце
концов заставить нас совершить поступок.
Возникает резонный вопрос: кому и что
нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной судьбой, но
и чем-то большим?[10]
Сейчас много говорят о
пробуждении гражданского самосознания. Кажется, что общество, независимо от
чужой воли и приказа сверху, выздоравливает. И в этом процессе, как нас
убеждают, главное - "начать с себя". Я лично начал: вкрутил лампочку
в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил
работой нескольких человек. И что? И где результат? Сдается мне, что, пока я
занят малыми делами, кто-то вершит свои, огромные, и вектор приложения сил у
нас совершенно разный[11].
А между тем всё, что
есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, -
результат не "малых дел" и осторожных шагов, а глобальных проектов,
огромных свершений, самоотверженного подвижничества. Люди преображаются только
тогда, когда со всего размаху врываются в мир. Человек становится человеком в
поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу
наизнанку.
Куда лучше для начала
изменить мир вокруг себя, потому что хочется наконец большой страны, больших
забот о ней, больших результатов, большой земли и неба. Дайте карту с реальным
масштабом, чтобы как минимум полглобуса было видно! (306 слов)
[7] Допустимо: В последнее время нередко
звучат категорические высказывания типа "Я никому ничего не должен";
В последнее время нередко звучат категорические высказывания типа "я
никому ничего не должен".
[9] Допустимо: ...там привычно лопнула
труба, здесь что-то воспламенилось, и три района остались то ли без тепла, то
ли без света, то ли без того и без другого.
III часть диктанта
И нам не всё равно!
Есть тихое, как зуд,
ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. Может, поэтому
в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не
должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту
страну, когда она обвалится?[12]
Если всерьёз поверить,
что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего у нас нет, то, право
слово, может, и переживать не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все
империи рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет[13].
Российская история, не
спорю, провоцировала подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти
поражённые скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что у нас
уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев их больше чем достаточно?[14] У них ведь тоже многонациональная
страна, пережившая революции и войны.
На самом деле мы живем в
забавном государстве. Здесь, чтобы реализовать свои элементарные права - иметь
крышу над головой и хлеб насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты:
менять родные места и работы, получать образование, чтобы работать не по
специальности, идти по головам, причем желательно на руках. Просто
крестьянином, медсестрой, инженером быть нельзя, просто военным - вообще не
рекомендуется.
Но при всей, так сказать,
"нерентабельности" населения, в России живут десятки миллионов
взрослых мужчин и женщин - дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых
пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей[15]. Поэтому добровольное прощание с
национальным будущим вовсе не признак здравого рассудка и взвешенных решений, а
натуральное предательство. Нельзя сдавать позиций, бросать флаги и бежать куда
глаза глядят, даже не сделав попытки защитить свой дом. Это, конечно, фигура
речи, навеянная историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный
подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими
потрясениями и войнами. Но венчали их Победы, каких не достичь никому. И мы
должны заслужить право быть наследниками этих Побед! (304 слова)
Всего 924
слова.
[12] Допустимо: И вот я не понимаю, как
всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится.
[13] Допустимо: ...народ надломлен, все
империи рано или поздно распадаются - и шансов у нас поэтому
нет.
[14] Допустимо: ...а, к примеру, у
китайцев - их больше чем достаточно?; ...а, к примеру, у
китайцев их - больше чем достаточно?
[15] Допустимо: ...в России живут десятки
миллионов взрослых мужчин и женщин, дееспособных, предприимчивых, инициативных,
готовых пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий