БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

вторник, 27 марта 2012 г.

Работа с текстом: блок заданий А28, А29, А30

Работа с текстом: блок заданий А 28, А 29, А 30

Задание А 28.
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста

Для подготовки материала данных заданий использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр», 2012.
Выражаю благодарность авторам и издательству.
     Порядок и способ выполнения задания А28 можно рассмотреть только на примере конкретного текста.
ТЕКСТ
     (1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты – счастье, три – большое счастье, четыре – просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.
     (3)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт – то и на дом с видом на море. (5)Но если дом и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?
     (7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят ли они стакан наполовину полным или наполовину пустым?
     (11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не обстоятельствами жизни.
     (14)Тогда эту неуловимую постоянность решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию – позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных со стояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга – левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны – показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.
     (20)Но как быть тем, у кого левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)Зачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту (По Н. Коршуновой).
Формулировка задания: К какому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей?
1) Способность быть счастливым обусловлена генетически.
2) Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощутить себя счастливым.
3) Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны.
4) Левая префронтальная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмоциями.
    
Как видите, задание А28 непосредственно связано с текстом. Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно, во-первых, внимательно прочитать текст, во-вторых, пристально рассмотреть каждый предлагаемый ответ.
·           Обратимся к 1-му варианту ответа: в тексте ничего не говорится о генетической обусловленности, следовательно, такого ответа быть не может.
·           Заявленный тезис во 2-ом варианте ответа прямо противоположен тому, что утверждает автор в тексте, значит, данный ответ тоже неверен.
·           Предлагаемый 3-ий ответ содержит лишь часть верной информации.
·           И, наконец, именно 4-ый ответ является верным и соответствует содержанию текста:  (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга – левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями.
     Итак, ответ 4. А у вас?
     Что требуется от учеников? Знание темы «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста».
     Задание А28 проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в исходном тексте, поэтому вопросы к нему очень разнообразны:
·         Какое название отражает основную проблему текста?
·         Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста?
·         В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)?
·         Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 35?
·         К какому выводу пришёл автор текста?
·         Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать данное высказывание.
·         Какое из данных высказываний соответствует содержанию (основной проблеме, позиции автора) текста?
·         Какое из данных высказываний противоречит содержанию (основной проблеме, позиции автора) текста?

Для выполнения задания А28 используйте следующий АЛГОРИТМ:
·         внимательно и вдумчиво прочитайте текст;
·         найдите в нём подтверждения или опровержения того или иного высказывания;
·         выберите правильный ответ.

Примечания.
1. Помните, что в одном из четырёх вариантов ответа есть своеобразная подсказка, надо только найти её.
2. Правильный выбор варианта ответа на задание А28 может оказать вам помощь при написании сочинения (определение основной проблемы текста, позиции автора).
Задание А 29.
Функционально-смысловые типы речи
     Формулировка задания А29:

А29. Прочитайте текст. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 8–10 содержат рассуждение.
2) В предложениях 12–14 представлено описание.
3) В предложениях 18-20 перечислены последовательные действия персонажей.
4) Предложение 27 содержит объяснение высказанного в предложении 26 суждения.

     Что требуется от учащихся при выполнении этого задания: указать, в каком из названных фрагментов текста неверно определён функционально-смысловой тип речи (повествование, описание, рассуждение).
     Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: отличительные особенности каждого типа речи.
     Повествование – это связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени; сообщение о последовательности действий, следующих друг за другом.
     Что произойдёт сначала, что произойдёт потом, что дальше – такова последовательность изложения при повествовании.
     Описание – это изображение какого-либо предмета или явления путём перечисления его характерных признаков (ключевое слово для описания: КАКОЙ?).
     Выделяются три разновидности текстов описательного характера:
·         портрет – описание внешности человека;
·         пейзаж – описание природы;
·         интерьер – описание жилища человека.
Описание показывает то, что мы видим. Поэтому оно может быть сравнимо с живописным полотном. Картину художника мы видим всю разом, но тратим время на рассматривание отдельных подробностей.
Рассуждение – это доказательство определённой точки зрения, логичное объяснение чего-то, обсуждение события или явления с разных позиций.
В рассуждении содержится анализ причинно-следственных связей между явлениями и событиями; приводятся доказательства справедливости той или иной точки зрения; даётся оценка приводимых фактов.
Рассуждение что-то доказывает и обычно состоит из трёх частей:
·         тезис (утверждение, которое нужно доказать);
·        доказательство этой мысли путём приведения логических аргументов, фактов, примеров;
·        итоговый вывод.
На то, что перед нами текст, построенный по типу рассуждения, часто указывает:
·                      наличие нескольких вопросительных предложений, которые носят характер риторических вопросов;
·                      вводные слова, выполняющие роль логической связи между частями.
Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нём ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идёт об объяснении чего-либо. Такой текст учащиеся обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать – значит, рассказывать о чём-либо, вообще что-то говорить. Тексты объяснительного характера представляют собой рассуждение.
Большой по объёму текст часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Рассуждение может подтверждаться рассказом о каких-либо событиях, иллюстрироваться описаниями. Поэтому важно определить, какой тип речи в данном тексте является главным. Другие типы речи, если они есть, будут вспомогательными по отношению к нему.
АЛГОРИТМ выполнения задания А29:
1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него.
2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:
·                    если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;
·                    если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;
·                    если  текст нельзя «сфотографировать» – это рассуждение.
3. Помните о том, что
·                    описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер);
·                    повествование рассказывает; это цепь событий или действий и поступков персонажей;
·                    рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.
4. Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент.

Задание А 30.
Лексическое значение слова.
Деление лексики русского языка на группы
в зависимости от смысловых связей между словами

     задание А30 представлено в ДЕМО-2012 г. следующим образом:

А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
1) развернула (предложение 8)
2) сожги (предложение 15)
3) зажмурился (предложение 22)
4) прогремел (предложение 29)
(8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. 
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. 
(22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

     Возможные формулировки заданий:
1. Прочитайте текст. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:
(6)Ведь, в сущности, ревность – это неверие в себя.
(7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный.
(10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете.
(12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
       1) 6     2) 7     3) 10         4) 12
Правильный ответ: 3 (в 10-м предложении употреблён фразеологизм «на белом свете»).
2. Укажите, опираясь на контекст, значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ в следующем предложении: «Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера».
1) ритуальный, связанный с религиозными обрядами
2) приводящий к агрессии, войнам
3) вошедший в традицию, ставший обычным
4) оригинальный, исключительный
Правильный ответ: 3.
Что требуется от учащихся при выполнении этого задания:
·         найти в указанном отрывке текста нужную лексическую единицу: синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизм;
·         определить, какое лексическое значение имеет в указанном тексте то или иное слово.
Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: что такое синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы.
Синонимы – близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы – слова, близкие по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы – слова с противоположным лексическим значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н.А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы – слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Для вас – века, для нас – единый час (А. Блок).
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Возьмём, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого фразеологизма: «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить «создавать какое-либо сооружение», воздушные «то, что состоит из воздуха», замок «жилище феодала».
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания. В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только  таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.
АЛГОРИТМ выполнения этого задания:
1.      Если в задании А30 требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу, необходимо
·        вспомнить, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей;
·        прочитать указанные в выборке ответов предложения;
·        определить, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица;
·        выбрать правильный ответ.
2.      Если в задании требуется определить, какое лексическое значение в указанном предложении имеет то или иное слово, необходимо
·         внимательно прочитать указанное предложение;
·        включить каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;
·        вслушаться в новое звучание и значение предложения;
·        определить, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:
а) если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен;
б) если смысл предложения изменился – ответ не верен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий