БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

среда, 16 ноября 2011 г.


Ещё раз об аргументации экзаменуемым 
собственного мнения по проблеме

К 4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
3
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),
или привёл только 1 аргумент  из художественной, публицистической или научной литературы.
2
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
1
Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
или   мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
или   вообще не отражено в работе.
0




Задачи
1. Выразить свое мнение по сформулированной  проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора).
2. Аргументировать его (привести не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Помните. Необходимо выразить свое согласие или несогласие с автором исходного текста, т.е.  выразить свое отношение  к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в исходном тексте. Помните: высказанное  мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста. Если автор сочинения выражает аргументированное мнение, но только по поводу явлений, не имеющих отношение к теме исходного текста, то по этому критерию он получает 0 баллов.
Помните. Вы можете выразить свое несогласие с позицией автора исходного текста - оценку нравственной позиции экзаменуемого эксперт не дает, но эта позиция должна быть выражены этически корректно (см. К11).
Помните. Следует обосновать свое мнение, т.е. развернуть его, убедительно аргументировать,  подкрепить доводами, примерами, опираясь на свои знания, жизненный или читательский опыт.

ИСХОДНЫЙ  ТЕКСТ
(1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
- (3)Ты читал «Тома Сойера»?
- (4)Нет.
- (5)А «Вия»?
- (6)Нет.
- (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший.
(8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты  и вовремя прочесть  все эти прекрасные книги.
(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
- (20)«Войну и мир» читал?
- (21)Смотрел в кино.
- (22)А «Белые ночи»?
- (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.
(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (По С. Михалкову)

Задание. Сравните и оцените по К4 приведенные ниже фрагменты сочинений учащихся по тексту С. Михалкова. Сравните с оценкой профессиональных экспертов.

Фрагмент 1. Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно.
Фрагмент 2. Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьёз задумалась о влиянии книг на ребенка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек воспринимает все гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут повлиять потом на всю жизнь. Во-вторых, читая книги, испытывая к одним героям симпатию, осуждая поступки других, ребенок формирует свои взгляды, свое понимание морали.
Фрагмент 3. Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребенка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато, изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта.
Фрагмент 4. Я полностью солидарен с мнением С. Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например Александра Сергеевича Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
…Нет, весь я не умру,
Душа в заветной лире
Мой прах переживет
И тленья избежит…
Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произведения великих писателей. 
Фрагмент 5. Я считаю, что авторская позиция справедлива.
Фрагмент 6. Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором.
Оценка  экспертами фрагментов сочинений по К4 и ее обоснование
К фрагментам сочинений 1 - 2. Оценка – 2 балла. Экзаменуемые выразили свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста, аргументировали его (привели не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
К фрагменту сочинения 3. Оценка – 1 балл. Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста, привёл 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
К фрагменту сочинения 4. Оценка – 0 баллов. Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста, но не привёл аргументы.
К фрагментам сочинений 5 - 6. Оценка – 0 баллов. Мнение экзаменуемых лишь формально заявлено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий