БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

суббота, 26 ноября 2011 г.

ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ:
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-рассуждение 
по исходному тексту

План-алгоритм написания сочинения
1.  Вступление.
2.  Формулировка проблемы.
3.  Комментарий к сформулированной проблеме.
4.  Позиция автора.
5.  Собственная позиция.
6.  Первый аргумент.
7.  Второй (литературный) аргумент.
8.  Заключение.
1. Вступление
Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. Определили тему текста. Каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?
- Вопросно-ответное единство.
- Цепочка вопросительных предложений.
- Риторический вопрос.
- Цитата.
- Краткая справка об авторе текста.
- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
Следующий пункт алгоритма сочинения – это "Формулировка проблемы". Это второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, мы попробуем определить ведущую, наиболее очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. 
Какие же речевые клише можно употребить при постановке проблемы?
В данном тексте
- анализируется проблема...
- автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...
- исследуется комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
- показывается характер, важная роль, огромное значение, сущность…
- подвергается критике, рассмотрению, анализу...
- рассматривается вопрос, пример...
- автор вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой...
- писатель заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...)
Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.
Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац.
Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:
– Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– На каком материале автор раскрывает проблему?
– К каким выводам приводит читателя?
Давайте рассмотрим примеры речевых клише.
– То, о чем пишет автор, очень актуально, так как…
– Автор заостряет внимание на…
– Автор раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему ...
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...
Позиция автора – наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?
Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: “Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?”, “Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?”
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.
Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише:
– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). - Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос.
- Автору статьи удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.
–Автор, по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что... (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора).
– Автор убедительно доказывает, что…
– Автор обращает внимание на то, что…
– Автор выражает тревогу…
– Автор верно (тонко) замечает…
А теперь самая креативная (творческая) часть нашего сочинения, и начинается она с заявления собственной позиции автора сочинения. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. 
Построение текста-рассуждения.
·                     Тезис.
·                     Аргументация.
·                     Вывод.
Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Предлагаем примеры клише:
– Я полностью согласен(-на) с автором текста. Ведь... Потому что...
- По-моему...
– Автор абсолютно прав, утверждая, что…
– Трудно не согласиться с автором в том, что…
– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
– Позволю себе с автором не согласиться.
– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.

Мы должны проаргументировать собственную позицию, т.е., приводя в пример жизненный опыт и литературный аргумент, отстоять свое мнение. Это следующие два абзаца.
Что можно считать жизненным опытом?
6. Жизненный опыт
Реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы.
Выберите  подходящие речевые клише.
 Мне не раз приходилось сталкиваться с ...
– Помню, как-то...
 Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось встречаться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...
Ссылка на авторитет:
– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что... и т.п.
Литературные аргументы – дело тонкое! Давайте разберемся, каких доводов экзаменаторы от вас ждут, а к какой аргументации лучше не прибегать.
Предложенный вам текст будет связан с одним из тематических блоков: «Язык и общество», «Искусство», «Философия», «Война и мир», «Общество и политика», «Природа и человек», «Наука» и «Литература, книги, чтение».
При проверке сочинение-рассуждение С1 оценивается по 12 критериям.  Максимальный балл, который в целом можно получить за это задание, – 23.
Оценка по критерию «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» – от 1 до 3 баллов. Максимум баллов (3) ставится за два аргумента в том случае, если один из них взят из художественной, научной литературы или публицистики (балла), другой же независимо от источника оценивается баллом. Если оба аргумента не имеют конкретных литературных источников, ученик получит 2 балла (по 1 баллу за каждый). Если экзаменуемый привел только один аргумент, он может получить от 1 до 2 баллов. Отсутствие аргументов оценивается 0 баллов. 
Что же такое литературный аргумент? Трактовка этого понятия в случае с ЕГЭ по русскому языку несколько отличается от широкого представления о литературе как о письменном авторском тексте.
Скажем, тексты таких популярных жанров, как авторская песня или 
авторская притча, будут оценены скорее всего одним баллом – как и 
фольклорные произведения (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.).
Разработчики ЕГЭ исходят из предположения, что привлекаемые для аргументации литературные источники напрямую демонстрируют читательский уровень выпускника, поэтому наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом является русская классика, а затем – западноевропейская (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются – но лишь в том случае, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).
О читательском опыте.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.
- Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п. (назвать автора)...
 В произведении, рассказе, басне, романе и т.п. (назвать автора) мы тоже наблюдаем за...
 Обратимся, например
, к произведению, рассказу, басне, роману и т.п. (назвать автора)...
Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.
- Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
- Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
- Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
- Использование цитаты (в том числе из исходного текста).
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.
- Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
- Яркий пример, обобщающий рассуждение.
В заключении можно использовать следующие клише.
– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– И, в конце концов, следует отметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь.
– Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...

Комментариев нет:

Отправить комментарий